Завершение Коалициады и первое заседание Совета

Коалиционное соглашение готовили около трех недель. Особых деталей переговоров ни одна из партий не раскрывала. Только подчеркивали, что не допустят квотного разделения мест в новом правительстве. Во время коалициады, каждая из партий пыталась продемонстрировать решительность и собственное трудолюбие в написании дорогоуказательного документа реформирования страны, который должен стать настольной книгой всех будущих министров.

Первое заседание Верховной рады будет более показательным, ведь сразу проиллюстрирует природу решимости новоизбранных депутатов и придаст импульс для дальнейшей работы законодателей.

Если депутаты уже на первом заседании смогут избрать нового спикера и назначить Арсения Яценюка премьер-министром, то это будет позитивным сигналом обществу, что этот созыв в самом деле жаждет реформ и серьезно настроен менять страну.

Суть Коалиционного соглашения

Амбициозность этого документа трудно переоценить. Согласно соглашению, правительство должно начать и воплотить 17 объемных всеохватывающих реформ, затрагивающих все аспекты общественно-государственного строя Украины. Основные реформы должны быть реализованы в течение 2015 года.

Реформы должны перезагрузить старую советскую систему вертикального государственного управления, управления финансами, оборонную, налоговую и сферу предоставления административных услуг, энергетики, здравоохранения, сельского хозяйства, избирательной, судебной системы и милиции.

Параллельно реформированию, украинская власть собирается углублять люстрацию чиновников и побороть коррупцию в высших ступенях власти, путем создания новых государственных органов - Антикоррупционного бюро и Государственного бюро расследований.

Новые министры

Наиболее загадочным остается вопрос, кто возглавит профильные министерства в правительстве Яценюка. Сам Арсений Петрович в очередной раз призвал коллег по коалиции выдвигать свои кандидатуры на должность руководителей министерств.

Пока ни одна из политических сил публично не заявляла о конкретных фамилиях конкретных должностей в правительстве. Выглядит так, будто политические силы в коалиции не слишком спешат поддерживать собственных выдвиженцев на министерские кресла. Происходит это потому, что ответственность слишком высока за реализацию реформ. А потому, с большой вероятностью, всю полноту ответственности за новое правительство будет нести Арсений Яценюк, который фактически единолично будет формировать новый состав Кабмина.

Институциональный кризис и саботаж

Проголосовать за реформаторские законы мало. Фактическая имплементация реформ происходит на низших уровнях государственной власти. Именно там можно ожидать откровенного саботажа «старых элит», которые желают сохранения статус-кво.

Например в Грузии правительственные кабинета возглавили совершенно молодые люди с западным образованием. Средний возраст каждого грузинского министра едва дотягивал до 30-и лет.

В таких глубинных и всеохватывающих реформах персоналии министров имеют большую значимость. Фигура министра является главным фактором в мониторинге и сопровождении процесса реформирования.

Также нужно подчеркнуть, что попытки сразу начинать все реформы может привести к институционному кризису, когда государственная власть будет неспособна реагировать на происходящие изменения.

Стратегия реализации реформ должна предусматривать пошаговость и согласование процесса реформирования между различными отраслями, чтобы минимизировать потрясения от неизбежных коллизий, которые обязательно будут возникать на пути реформирования.