О 3 тысячах километров и миллиардных убытках Укрзализныци: раскладываем по полочкам
- Укрзализныця стоит перед финансовыми трудностями из-за потери доходов от грузовых перевозок. Она понесла убытки в 7,2 миллиарда гривен за девять месяцев 2025 года.
- Для спасения компании предлагаются внутренняя оптимизация, продажа непрофильных активов, государственная поддержка в 16 миллиардов гривен и индексация грузовых тарифов.
Начну с двух цифр для сравнения. 51,5% – это своевременность поездов легендарного немецкого перевозчика Deutsche Bahn. 82% – это своевременность поездов Укрзализныци. Не хочется обесценивать работу никого из европейских коллег. Однако о том, как УЗ не боится ничего, а DB останавливается при минимальном снегопаде, можно найти множество мемов и без моей помощи.
Что стоит за брендом несокрушимости Укрзализныци?
Железная дорога – это очень специфический бизнес, где ты одновременно должен получать прибыль и давать низкие цены на билеты. Причем этот конфликт существует не только в Украине, а везде в Европе. Далее читайте в эксклюзивной колонке для 24 Канала.
К теме "УЗ-3000": в Кабмине рассказали, когда и сколько будет действовать программа поездок "за километры"
Просто за много лет мы привыкли жить в комфортном режиме, где УЗ могла себя обеспечивать всем, а иногда даже получала дополнительные "специфические" задачи, как строительство президентской резиденции в Синегоре или автобана Киев – Одесса.
Сейчас что-то подобное представить просто дико, но все это было совсем недавно, 20 лет назад. Сейчас УЗ имеет прозрачную структуру управления, международный аудит и партнеров вроде американского миллиардера Говарда Баффета.
На этой неделе мы отмечали героев в День железнодорожника – людей, которые несмотря на снег, наводнение, обрыв электросетей или обстрелы пути обеспечивают движение. Иностранцы хватаются за голову, когда узнают общеизвестный факт: до начала ноября мы оперировали пятью поездами в Краматорск. Города, который расположен в 15 километрах от "килл-зоны" и в 20 километрах – от вражеских позиций.
Это уникальное явление, о котором написали и сняли сотни статей и видеорепортажей все возможные международные медиа. К сожалению, из-за ухудшения ситуации в этом направлении военная администрация Донецкой области запретила железнодорожное сообщение, которое, мы надеемся, восстановим, как уже делали в 2022 году.
Все эти истории, которые сделали из Укрзализныци настоящий бренд несокрушимости, имеют обратную сторону. Это – война и ее влияние на промышленность. В 2025 году ситуация обострилась. Мы потеряли угольную отрасль Донецкой области. Я с коллегами-железнодорожниками посещал шахту "Белозерская" еще летом – сейчас она не работает, а шахты Доброполья просто разрушают. Останавливается Ингулецкий ГОК. Металлургия и уголь составляли 60% грузовых перевозок УЗ. И только за 2025 год Россия осуществили более 800 атак по инфраструктуре.
Как следствие войны мы имеем существенное сокращение доходов от грузовых перевозок. И, как результат, больше не имеем ресурса перекрывать грузовыми перевозками убытки "пассажирки". Чистый убыток УЗ за 9 месяцев 2025 года составляет почти 7,2 миллиарда гривен.
Мне странно читать комментарии, что в этом виновато правление или наблюдательный совет Укрзализныци. Как будто это мы разрушили шахтоуправление "Покровское" или оккупировали Курахово вместе с местной ТЭС – наших клиентов в Донецкой области.
После моего выступления в парламенте в заголовки попала фраза: "Внутренние резервы УЗ исчерпаны". Странно, что это услышали только сейчас, в частности телеграм-каналы, которые берут деньги у олигархов за размещение статей на тему "Не повышайте грузовые тарифы, ищите внутренние резервы".
Как спасти Укрзализныцю?
Первое – внутренняя оптимизация, продажа металлолома и непрофильных активов. В следующем году рассчитываем здесь на 10 миллиардов гривен.
Второе – благодаря позиции президента и правительства Юлии Свириденко, ожидаем на 16 миллиардов гривен от налогоплательщиков, чтобы компенсировать убытки "пассажирки". Она убыточна во всей Европе, на это направление правительства стран ЕС выделяют миллиарды евро. Мы на пути в Евросоюз все равно пришли бы к запрету перекрестного субсидирования "пассажирки" грузовыми перевозками.
Третье – рано или поздно, но не избежать индексации грузовых тарифов. Хотя бы в соответствии с ростом цен производителей. Это даст 22,5 миллиарда гривен. И это если мы начнем 2026 год ростом тарифов на 27,6%, а потом через полгода поднимем еще на 11%.
Напомню, последний раз грузовые тарифы росли в 2022 году. Мы понимали, что бизнесу трудно и входили в положение. Теперь время войти в положение УЗ.
Что надо понять о специфике программы "УЗ-3000" бесплатных километров?
Зато Укрзализныця, которая получит средства бюджета для закрытия убытков "пассажирки", предлагает "комплимент" от шеф-повара. Это уже право каждого, воспользоваться им или нет. Говорится о социальной программе "УЗ-3000".
Почему 3000 километров? Это самый длинный маршрут по железной дороге "Запорожье – Ужгород – Запорожье". Какое надо иметь извращенное воображение, чтобы через сеть своих пропагандистских ботов вбрасывать ИПСО, что "3 тысячи километров – это расстояние от Украины до Сибири"? Именно так сделали хейтеры власти.
Это программа, которая дает возможность заполнить поезда, которые в низкий сезон едут полупустыми. В прошлом году у нас было около 1 миллиона мест, которые не выкупили, а поезда все равно шли по графику. Некоторые, не понимая специфики, вбрасывают: "Отсоединяйте вагоны". В "Интерсити" это делать невозможно, а в ночных поездах часто есть ситуация, когда вагон полупустой туда и полный обратно.
Интересно Укрзализныця запускает новый международный поезд: в какую страну будут прямые рейсы
Если специфика железной дороги непонятна, то приведу пример из бытовой экономики. Мы – это пекарня, которая делает хлеб по социальной цене, которую регулирует правительство. Себестоимость буханки – 50 гривен, но правительство нас обязывает продавать за 30. Аналогично правительство регулирует и цены на билеты. В конце дня у нас остается часть хлеба непроданная. Мы можем его выбросить, а можем раздать желающим. Кто-то скажет: "Я не ем мучного", – а кто-то поблагодарит и сэкономит средства.
Определить календарные коридоры, направления и квоты этих "социальных" билетов – это уже вопрос техники. Программа будет действовать в течение четырех месяцев. Скоро будет представлено приложение для бронирования своих бесплатных поездок.
Этой программой мы хотим сбалансировать спрос, чтобы заполнить непроданные места и разгрузить пиковые даты, когда билетов практически нет. В нашем приложении мы опросили 4 тысячи человек и выяснили, что 40% готовы менять даты своих путешествий, чтобы сэкономить.
Программа будет действовать в месяце, когда спрос на билеты в УЗ самый низкий. Скоро будут все подробности. Важное уточнение: покрытие убытков пассажирки за бюджетные средства не касается программы "УЗ-3000". Это две параллельные истории под одним зонтиком.
16 миллиардов – финансирования от бюджета, которое необходимо, чтобы сохранить в Украине железную дорогу.
А 3000 километров – это благодарность налогоплательщикам в рамках "зимней поддержки" президента и правительства Украины, которая не тянет новые расходы УЗ, а является социальной инициативой.
3,5 года Укрзализныця спасала Украину. Теперь время помочь Укрзализныце выстоять, мы никогда не подведем.
Колонка является личным мнением автора, редакция 24 Канала может не разделять ее.