Зачем оккупированным громадам Запорожской области сохранять бюджеты?
- Бюджеты оккупированных общин Запорожской области формируются преимущественно из государственных трансфертов и налоговых поступлений.
- Основные расходы бюджетов включают межбюджетные трансферты (44%), образование (31%), социальную защиту (7%) и финансирование местной власти (13,7%).
После полномасштабного вторжения более 70% Запорожской области оказались под оккупацией. Местная власть 42-х оккупированных общин релоцировалась и работает на подконтрольной Украине территории. Эти общины продолжают существовать как административно-территориальные единицы, формируют собственные бюджеты и планируют восстановление после деоккупации.
Существование бюджетов оккупированных общин – это четкий сигнал, что Украина не отказывается от своих территорий. Это способ удержать правовой статус ВОТ и поддерживать связь с жителями общин, которые вынужденно покинули свои дома. Далее читайте в эксклюзивной колонке для 24 Канала.
К теме Доработанный проект госбюджета на 2026 направили в Раду: какие основные отличия
Годовой план расходов на 2025 год оккупированных общин Запорожской области составляет почти 5 миллиардов гривен. Среди всех оккупированных общин Украины именно общины Запорожской области имеют самые большие бюджеты – Энергодарская, Мелитопольская и Бердянская городские общины.
Оккупированные общины с наибольшим бюджетом / Инфографика автора
Что формирует бюджет оккупированных общин Запорожья?
Основой формирования бюджетов оккупированных общин Запорожской области являются трансферты из государственного бюджета, которые составляют более 80% поступлений. Второй по величине статьей поступлений в бюджеты являются налоговые поступления – 13%. В них входят налог на доходы физических лиц, рентная плата за пользование недрами, местные налоги и сборы.
Наибольшая доля налоговых поступлений в структуре бюджета Энергодарской общины – 27%. Наименьшей долей в структуре источников наполнения бюджетов являются неналоговые поступления – менее 3%.
Эта статья содержит доходы от собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, собственные поступления бюджетных учреждений. Наибольшая доля неналоговых поступлений в Водянской сельской общине – 78%.
Структура бюджета общин Запорожья / Инфографика автора
На что идут бюджеты оккупированных общин?
Самой большой статьей расходов оккупированных общин Запорожской области за первое полугодие 2025 года являются межбюджетные трансферты – 1,2 миллиарда гривен (44%). Эта статья расходов предусматривает выделение субвенций из местного бюджета государственному на поддержку Сил обороны. Наибольшая доля этой статьи есть у Энергодарской городской и Константиновской сельской общин – по 64%.
Структура бюджета по расходам / Инфографика автора
Второй по размеру статьей расходов является образование – 31%. Оно охватывает заработную плату и доплаты педагогическим работникам, расходы на оборудование и инвентарь, командировочные расходы. Например, в Днепрорудненской городской общине по этой статье потратили 31,6 миллиона гривен (57% бюджета).
На финансирование органов местной власти и местного самоуправления (общегосударственные функции) общины Запорожской области тратят почти 13,7% бюджета. Наибольшая доля этой статьи в структуре бюджета сельских и поселковых общин. К примеру, в Семеновской сельской общине расходы на обеспечение деятельности органов местного самоуправления составляют 6,4 миллиона гривен (28% бюджета). В частности оплата труда – 6,3 миллиона гривен, использование товаров и услуг – 0,1 миллиона гривен.
Еще одной статьей расходов оккупированных общин является социальная защита и социальное обеспечение – почти 7% в бюджете. Эта статья предусматривает преимущественно расходы на поддержку внутренне перемещенных лиц.
Общины финансируют строительство и ремонт социального жилья для переселенцев, создают гуманитарные хабы, оказывают адресную материальную помощь отдельным категориям жителей.
Почти по 2% в бюджетах оккупированных общин Запорожской области составляют расходы статей "Общественный порядок", "Духовное и физическое развитие". Наибольшие расходы по статье "Духовное и физическое развитие" в Мелитопольской общине – 16,5 миллиона гривен соответственно. Речь идет об обеспечении деятельности библиотек, музеев, выставок, домов культуры, центров досуга, проведения спортивных мероприятий и тому подобное.
В Семеновской сельской общине доля расходов по статье "Общественный порядок, безопасность и судебная власть" самая высокая среди общин – 48,5% (11 миллионов гривен). Средства пошли на предоставление финансовой и материальной помощи сектору безопасности и обороны. Энергодарская община по этой статье потратила почти 20 миллионов гривен на 20 генераторов электроэнергии.
Наименьшими статьями расходов оккупированных общин Запорожской области являются "Жилищно-коммунальное хозяйство", "Экономическая деятельность" и "Здравоохранение" – почти 1,5% (41,2 миллиона гривен).
Для чего оккупированным общинам бюджеты?
Содержание бюджетов в условиях оккупации – это способ сохранить правовой статус общины, коммуницировать с жителями и формировать сообщество, несмотря на вынужденное перемещение. В то же время существование бюджетов оккупированных общин сопровождается рядом вызовов и требует системного подхода к решению проблем.
Бюджеты оккупированных общин Запорожья на 80% зависимы от государственных трансфертов. Потеря налоговой базы, коммунального имущества и предприятий делает бюджетный процесс преимущественно формальным.
Отдельной проблемой является обеспечение прозрачности бюджетного процесса и общественного контроля. Жители общин практически не вовлечены в бюджетный процесс, решения принимаются на уровне военных администраций. Значительную часть бюджетов оккупированных общин составляют расходы на финансирование работы местной власти.
Дискуссионным остается вопрос оптимизации военных администраций и уменьшения административных расходов.
Колонка является личным мнением автора, редакция 24 Канала может не разделять ее.