Что на самом деле замедляет зерновое соглашение

2 марта 2023, 13:01
Читати новину українською

Источник:

Андрей Клименко

Меня уже давно раздражают сообщения Мининфраструктуры и, к сожалению, повторы этого в заявлениях МИД и в СМИ по "зерновому коридору" типа: "Сейчас 120 – 150 судов ожидают проверки от совместного координационного центра в Босфоре".

В Босфоре суда не могут ждать

Это дикий непрофессионализм, попадающий не только в СМИ, но и в международные заявления.

Интересно Беларусь объявила войну всему польскому

Нет и не может быть в Босфоре такого количества "ожидающих" судов. В проливе Босфор судам в принципе нельзя "ожидать". Там нельзя стоять, там можно только идти по своему курсу. Но это не всё.

"Ожидать" можно только:

  • перед входом в пролив Босфор из Черного моря (там ожидают инспекции 12 судов с украинским зерном, идущие из портов Украины);
  • в Мраморном море (там сейчас 7 судов с зерном);
  • в Мраморном море на пути к украинским портам (сегодня там 6 таких судов);
  • перед входом в пролив Дарданеллы, район ожидания южнее острова Бозджаада (там сегодня 7 судов с направлением на украинские порты);
  • в Черном море на выходе из пролива Босфор в направлении Одессы.

Что на самом деле случилось

Следовательно, "ожидают" всего 36 судов, из них 19 с зерном на борту, а 17 – без груза. Где еще 100 – 110 судов? Неужели наши чиновники врут? Нет!

Просто исполнители, готовящие им информацию, не понимают не только то, что в Босфоре невозможно "ожидать", но и то, что в зерновой инициативе есть еще одна очередь – бумажная. В этой очереди действительно постоянно около 100 судов.

Что это такое "бумажная очередь"? Судовладельцы, желающие перевозить украинское зерно, должны подать в совместный координационный центр в Стамбуле заявку и пакет документов. После рассмотрения этого пакета, СКЦ регистрирует эти суда как участников зерновой инициативы. Эта бумажная очередь продвигается очень медленно из-за того, что у представителей России в СКЦ есть приказ не спешить, а физически пропускать в море по 3 судна в день.

Читайте также 10 величайших поражений России за год великой войны

Следовательно, судно из "бумажной очереди" ожидает примерно месяц после подачи заявки до начала рейса. Но это не значит, что судно "ожидает в Босфоре". Оно работает, но работает поблизости – преимущественно между портами Турции или Греции, чтобы по первому свистку идти к Мраморному морю в район, расположенный вблизи Стамбула, официально определенный для инспекции.

Так, ситуация, когда в Мраморном море и перед Босфором ожидали инспекции более 100 судов, действительно была – с 18 сентября 2022 года до первых чисел ноября. Тогда Россия приостанавливала на 3 – 4 дня свое участие в зерновой инициативе. Без ее участия инспекторы ООН и Турции через несколько дней пропустили все эти 100 и более судов. После того такого скопления в Мраморном море мы не наблюдаем.

Предполагаем, что, скорее всего, Турция четко предупредила Россию, что она больше этого не допустит. Ведь это создает реальную опасность для судоходства в ее территориальных водах. В связи с этим у инспекторов России не оставалось другой "полянки" для своих экспериментов, кроме торможения не только физической очереди, но и бумажной.