"Они очень боятся повторения": как говорить с детьми разного возраста о Голодоморе и чего точно нельзя делать
- Детская психиатриня Анна Кушнир отмечает важность разговора с детьми о Голодоморе, начиная с 5 – 7 лет, без исторических деталей, чтобы избежать травмирования.
- Родителям советуют избегать ужасных подробностей, сосредоточиться на причинах трагедии и поддерживать детей в их эмоциях во время разговора.
- 1В каком возрасте стоит начать первый разговор о Голодоморе?
- 2Что категорически нельзя говорить?
- 3Что делать, если ребенок уже узнал факты, которые ужасают?
- 4Дети этого боятся: что важно сказать в разговоре?
- 5Как могут реагировать дети во время разговора?
- 6Что посмотреть и почитать о Голодоморе с детьми?
Ежегодно в конце ноября украинцы чтят День памяти жертв Голодоморов. В этом году свечи в память о миллионах погибших от массового искусственного голода зажгут в субботу, 22 ноября. Для украинцев эта тема является очень болезненной, а для детей она может быть непонятной, страшной или усилить их тревожное состояние.
Родители часто колеблются, как именно говорить с детьми о таких сложных событиях. Некоторые уверены, что лучше не начинать разговор вообще – мол, в школе дети сами узнают. Однако это является большой ошибкой, ведь тема очень деликатная для детей и именно дома они чувствуют себя в безопасности и не будут бояться задавать вопросы.
24 Канал эксклюзивно поговорил с педиатром, детским психиатром Анной Кушнир: она отметила, что участие родителей в этом разговоре необходимо. Как сделать такие беседы искренними, деликатными и одновременно содержательными, в каком возрасте и что именно можно рассказывать детям о Голодоморе – читайте далее в материале.
Смотрите также Когда будет День памяти жертв голодоморов в 2025 году: дата, история и традиции
В каком возрасте стоит начать первый разговор о Голодоморе?
Детский психиатр отметила, что сейчас важно доносить до детей разнообразное украинское наследие, в том числе и болезненные исторические темы. Ведь Голодомор – трагедия народа, о которой ребенок должен знать.
В то же время эта информация является очень чувствительной, поэтому родителям нужно быть осторожными при общении на эту тему с детьми, чтобы их не травмировать.
5 – 7 лет – это тот возраст, когда мы можем начать разговор. Если ребенок спрашивает раньше – стоит обойтись без деталей. Если же ваш ребенок является чрезмерно тревожным или чувствительным, можно начать разговор немного позже, – отметила Кушнир.
Конечно, позже беседы на тему Голодоморов проводят в школах, но детский психиатр советует поднимать эту тему прежде всего дома, ведь именно дом является безопасным пространством для ребенка, где он может рефлексировать.
Детский психиатр Анна Кушнир рассказала, как и когда говорить с детьми о Голодоморе / Фото предоставлено 24 Каналу
Родители должны понять, что для каждого возраста цель разговора является разной.
- Дети раннего школьного возраста. Целью является именно информирование и развитие сочувствия. Родителям не нужно вспоминать исторические детали, а просто констатировать, что в Украине было сложное время, у людей не было еды, поэтому сейчас украинцы это помнят и чтят память тех, кто недоедал.
- Дети около 10 лет. Родители могут объяснить, что Голодомор – это искусственное уничтожение украинского народа.
- Дети в возрасте от 10 лет. Здесь у детей могут возникать конкретные вопросы относительно исторического контекста Голодомора, ведь с этого возраста они преимущественно начинают изучение истории Украины в школах. По словам Кушнир, здесь у родителей есть два варианта – либо подготовиться к разговору и вспомнить историю, либо быть с детьми честными и сказать: "Я не все помню, но хотел/хотела бы все вспомнить вместе с тобой". Таким образом появится дополнительное занятие, чтобы провести больше времени с детьми, которым это очень важно.
Врач отметила, что можно вместе с ребенком, независимо от возраста, после разговора зажечь свечу как символ или испечь хлеб, чтобы одновременно рассказать о разумном использовании пищи.
Что категорически нельзя говорить?
Анна Кушнир объяснила, что не нужно акцентировать на том, что ребенку будет трудно понять из-за своего возраста. В частности, это касается тем пропаганды или тоталитаризма. Эти темы родители могут обсудить уже с подростками, но не с детьми, которые учатся в младшей школе.
Кроме того, Кушнир не советует говорить об ужасных деталях, которые трудно осознать даже взрослым. Любую потенциально деликатную тему стоит доносить без подробностей.
Детям нельзя рассказывать о страданиях или каннибализме. Также не обязательно рассматривать документальные фото с мертвыми людьми, детьми, – подчеркнула Кушнир.
К таким запретам можно отнести также рассказы о поедании животных, в частности воробьев, а также описания о вздутых животах.
Детский психиатр отметила, что это может быть чрезмерно, одновременно такие детали не будут нести никакой важной информации о нашем народе или о сочувствии. Это деталь, которая только травмирует и не изменит картину понимания. Родителям лучше сосредоточиться на том, чтобы рассказать о причинах Голодомора, сколько людей погибло и в каких областях страны он был.
Что делать, если ребенок уже узнал факты, которые ужасают?
Нередко бывают случаи, когда дети могут услышать об ужасных подробностях Голодомора во внешней среде, в частности в школе или интернете. Тогда они спрашивают у родителей, правда ли это.
Детский психиатр подчеркнула: в любом случае нельзя отрицать реальность, чтобы у детей оставалось доверие к родителям. Если же взрослый выберет путь отрицания всего, со временем дети могут вообще запутаться и сформировать неправильную картину событий.
Если ваш ребенок все же узнал о жутких деталях событий времен геноцида, стоит сказать, что и взрослым от этого очень грустно и жаль.
Также нормально, когда родители могут чувствовать определенное смятение, когда ребенок об этом спросит. Вполне нормально взять паузу и сказать: "Я не готова была к этому разговору, он и для меня печальный. Я хочу подготовиться, чтобы мы могли спокойно поговорить и чтобы я хорошо тебе все объяснил/ла". Это лучше, чем отмежевываться или что-то придумывать, – заметила психиатр.
Дети этого боятся: что важно сказать в разговоре?
Однако самое главное в этом случае – акцентировать на хорошем. Стоит объяснить, что, несмотря на все, украинский народ не сломался и выжил как нация, поэтому сейчас все должны продолжать бороться ради тех людей, которые тогда страдали и погибли. Нужно подчеркивать детям, что сейчас украинцы должны и дальше держаться вместе и ценить пищу, которую имеют на столе.
"Из своей практики скажу, что дети в контексте Голодомора или войны боятся повторения этого. Они могут не поделиться этими переживаниями, но внутренне волноваться. Здесь важно сказать, что сейчас повторение Голодомора в таких масштабах невозможно, что сейчас другой мир, и рассказать о технических деталях", – сказала Кушнир.
Как могут реагировать дети во время разговора?
Во время разговора о Голодоморе дети могут выражать различные эмоции: сильно расстроиться, плакать, злиться, закрыться в себе. Детский психиатр объяснила, что это абсолютно нормальные реакции для детей.
Здесь обязательно поддержать их в этих эмоциях. Если ребенок плачет – можете обнять и сказать, что вам тоже грустно и хочется плакать. Если ребенок замыкается – не надо раскручивать на разговор, стоит оставить пространство для искренней беседы и сказать, что вы всегда рядом и готовы поговорить, если возникнут вопросы, – отметила Кушнир.
В отдельных случаях родителям также может показаться, что ребенок никак не отрефлексировал на разговор. Детский психиатр советует через определенное время, например через неделю, еще раз подойти к ребенку и спросить, как он чувствует себя после беседы.
В условиях войны такую реакцию можно объяснить как форму психологической защиты. Здесь не говорится о том, что ребенок сознательно не хочет говорить о Голодоморе, он всего лишь пытается отграничить себя от негатива.
"Мне встречались дети, которые специально делали вид, что не слышат воздушную тревогу. То есть им может быть настолько страшно, что они пытаются показать, что этого нет", – вспомнила психиатр.
Что посмотреть и почитать о Голодоморе с детьми?
Детский психиатр отметила, что разговаривать с ребенком на тему Голодомора стоит незадолго до Дня памяти. Именно ритуалы, которые создали украинцы, в частности зажигание свечи, являются способом переживания национальной трагедии.
Если поговорить об этом с ребенком, а потом закрепить этот опыт, чтобы комплексно вспомнить, – это будет финишем в этой рефлексии, – отметила Кушнир.
Она подытожила, что родители вместе с детьми после разговора также могут посмотреть мультфильм "Голодный дух" – его стоит просматривать с 7 – 8 лет. Именно в этом возрасте дети уже смогут понять основные посылы ленты. Мультфильм можно просматривать каждый год, после чего спрашивать у ребенка, заметил ли он новые детали.
Кроме того, детский психиатр советует родителям прочитать вместе с детьми книгу о Голодоморе "Пять колосков" Юлии Смаль. В ней деликатно описаны истории реальных детей, а также присутствуют иллюстрации, что будет достойным внимания маленьких читателей.