Пока Трамп и Си будут определять новые правила игры в мире, Кремль будет ловить момент
- Телефонный разговор Трампа и Си сформировал рамки для ряда политических процессов на ближайшие месяцы.
- США и Китай будут формировать новые подходы к сосуществованию, что повлияет на политику в Украине, в частности на переговоры о замораживании войны.
Трамп и Си во время своего телефонного разговора обсуждали не только американо-китайские отношения, но и вопросы мира и стабильности в различных регионах, в том числе и в Украине.
Как США и Китай будут формировать новые подходы к сосуществованию?
Важная деталь: Вашингтон вынужден был согласиться с тем, что Дональду Трампу придется съездить в Пекин, и только после этого Си Цзиньпин посетит американскую столицу. Об этом пишет Игорь Тышкевич, информирует 24 Канал.
Читайте также Трамп против международного правосудия: горькие последствия уже его ждут
В подходе к реализации концепции MAGA во внешней политике появляется первое исключение. Вместо приезда иностранного лидера "к Трампу на прием" для разблокирования сотрудничества, тот сам вынужден будет пройтись по длинной красной дорожке к Си, который ожидает на расстоянии. Но самое главное – переговорный трек США – КНР начинается. Причем при паритете сил. Этот момент ставит рамки для ряда процессов на ближайшие месяцы. Поговорим о них далее.
США воздержатся от политики одностороннего давления на Китай. То есть мораторий на повышенные тарифы в отношении китайских товаров будет в очередной раз продлен. Страны не готовы к торговой войне. При этом Трамп получил формальный повод принять такое решение, не выставляя себя слабым – состоялся разговор и стороны договорились встретиться на форуме APEC
Сказанное выше не означает, что США остановят свое давление на партнеров с целью втягивания их в торговое противостояние с Китаем. Трампу необходима "сильная позиция" и демонстрация способности влиять на политику третьих государств. Но успех такого подхода сомнителен – даже для ближайших союзников США очевидно, что первые два раунда противостояния завершились вничью, а то и с преимуществом Китая.
США активизируют интенсивность контактов со своими партнерами в Юго-Восточной Азии, чтобы сформировать сильную позицию перед личной встречей Трампа и Си. Причем, кроме Южной Кореи и Японии, для США крайне важным становится трек диалога с Филиппинами. Это единственное государство в Южнокитайском море, которое Вашингтон может склонить к политике тесного партнерства даже в ущерб контактам с КНР.
Второе важное для Вашингтона направление – Вьетнам. Позиция этой страны может повлиять на успешность американской политики налаживания собственной линии политического сотрудничества в регионе.
Тайвань при этом остается просто фоном – до личной встречи Трампа и Си стороны воздержаться от резких движений на этом направлении. Однако это не отрицает поддержку (и даже увеличение) интенсивности визитов тайваньских делегаций в государства из орбиты США.
США и Китай будут формировать новые подходы к сосуществованию. То есть опция "отката к состоянию 2024 года" становится крайне маловероятной.
Что это означает для Украины?
Для Украины это означает, что разговоры о возможной встрече Владимира Зеленского и Владимира Путина отходят на второй план минимум на месяц. Трамп не смог стать ключевым посредником в переговорах по замораживанию войны, а потому следующий этап – попытка США и КНР выработать или общее или близкое видение формата выхода из этого кризиса.
То есть боевые действия будут происходить с той же интенсивностью, или даже большей – Путин получает полтора месяца для того, чтобы создать видимость "перелома на фронте". Параллельно с этим увеличится количество провокаций/угроз для стран Балтии и, возможно, Румынии и Польши.
Но даже успешный разговор лидеров США и КНР в начале ноября не приведет к мгновенному миру в Украине. В лучшем случае он задаст начало новому, уже американо-китайскому треку, по принуждению сторон к переговорам. Это будет означать подготовительную работу, ряд многосторонних и двусторонних треков, челночную дипломатию. Выход на практические контуры переговоров будет не раньше января 2026 года. Но это оптимистический сценарий.
На самом деле украинский вопрос будет предметно обсуждаться уже во время визита Трампа в КНР. Результаты переговоров будут определять подход Вашингтона и Пекина к замораживанию войны в Украине. Поскольку опция сохранения отношений между США и Китаем на уровне 2024 года маловероятна, то уменьшается вероятность сценария продолжения войны в Украине без очерченной позиции Вашингтона и Пекина.
Интересно В Польше наконец зашевелились из-за страха перед Россией
Как Россия будет использовать время в свою пользу?
Россия попытается использовать это время для следующих действий.
Получения преимущества на фронте или оснований говорить об этом. Именно поэтому для России важной задачей будет перенос боевых действий за пределы Донецкой области. Это позволит говорить об "угрозе Запорожью и Днепру".
Попытки уничтожить энергетическую инфраструктуру Украины. В отличие от 2023 года, одной из приоритетных целей станет газодобывающая инфраструктура. Это важно для Кремля сразу по двум причинам: демонстрация неспособности Украины продолжать войну и продолжение трека Дмитриева по вопросам совместной с США продажи российского газа.
Попыток сохранить и развить переговорный трек с Вашингтоном (без привязки к украинским вопросам). В частности, кроме газа, активно будут разрывать вопрос Северного морского пути. Тем более, что первый регулярный маршрут в направлении КНР – Нидерланды – Польша стартовал 10 дней назад.
Провокации и угрозы дестабилизации восточного фланга НАТО. Речь идет о государствах Балтии, возможно, Румынии и Польше. Здесь задача – демонстрация неспособности Альянса обеспечить эффективную защиту в случае возможного масштабирования войны.
Получение контроля за политикой Молдовы. Это становится крайне важным для России, поскольку, с одной стороны, демонстрирует "успешность" российской политики и возможность расширения зоны влияния Кремля. С другой стороны, создает риски дестабилизации в еще одном регионе.
Ключевой момент – результаты выборов, до которых остается уже неделя. А также возможности Майи Санду проводить политику зачистки российских групп влияния без привязки к вопросам электоральных кампаний.
Сохранение контроля за Беларусью. Особенно на фоне активизации КНР и появления переговорного трека Минск – Вашингтон. Здесь, учитывая уровень влияния России, ее политика будет строиться на создании растяжек для Александра Лукашенко, где большинство опций предусматривает сохранение конфликта Минска с соседями. А альтернатива – конфликт с Кремлем и уменьшение уровня поддержки.
Однако здесь Кремль имеет свои проблемы – политику США по расширению зоны маневра для Лукашенко и апелляция Польши к Китаю. Это может трансформироваться в рекомендации Пекина Минску по выходу из спирали конфликта с Варшавой. При наличии некоторых китайских гарантий "сдерживания" действий Москвы (скорее, компенсации негатива от таких) это может быть эффективным.
Как бы там ни было, Беларусь пока имеет шанс стать первой страной в регионе, где США и КНР проводят политику, которая направлена на подобные результаты.
На этом фоне для Украины актуальной задачей является создание собственного "китайского" трека внешней политики. Хотя бы в формате консультаций по вопросам войны и мира. В идеале появление по аналогии с США "спецпосланника" Си по украинскому направлению. А также "фланговая дипломатия" – активная работа с государствами, в партнерстве с которыми заинтересована КНР. Тем более, что для части таких государств усиление России в регионе – один из худших сценариев. К таким государствам можно отнести Турцию и Азербайджан, Индию, Египет и Казахстан.
Вышеперечисленное позволит, с одной стороны, проводить более эффективную коммуникацию с Пекином и формировать приемлемую для Киева позицию Китая по замораживанию войны. Время есть.
Колонка является личным мнением автора, редакция 24 Канала может не разделять ее.