Часть украинцев резко начала снимать наличные с банкоматов. Причины – в недоверии к банкам и вообще в неуверенности в завтрашнем дне.

О том, как распоряжаться своими финансами в такое непростое время и почему банкам можно и нужно доверять, мы поговорили с руководителем управления развития по работе с частными клиентами "ПроКредит Банка" Григорием Багнюком.

– Кибернападение привело к сбоям в работе, в частности, 4 банков. Зафиксировали ли у вас повышенную активность или попытки вмешаться в работу в эти дни?

– Мы не заметили роста подозрительных активностей, и никаких попыток проникновения в инфраструктуру банка тоже не наблюдалось. Но, прежде всего, мы рассматриваем это как результат слаженной работы всех наших отделов. Наше внимание приковано именно к таким событиям.

– Насколько в целом защищена наша банковская система и ваш банк от подобных кибернападений?

– Говорить о всей банковской системе страны – сложно, ведь в Украине она достаточно большая и разветвленная. Поэтому лучше остановиться именно на нас – "ПроКредит Банке". Могу сказать, что нам повезло, ведь нас обслуживает IТ-компания из ПроКредит Банка, которая работает для того, чтобы наши клиенты оставались в безопасности. Она разрабатывает инструменты защиты данных и защиты от таких проникновений. Поэтому в этом плане мы чувствуем себя комфортно и есть ощущение, что все силы, в случае необходимости, будут направлены на поддержку работы по форс-мажорным событиям и предотвращению проникновения киберпреступников.

– Что следует знать вашим клиентам на случай различных кибератак? Ведь клиенты других банков, испытавшие сбои в работе, получали уведомления с других номеров о том, что не работают банкоматы, что есть трудности с проведением тех или иных операций. Так что стоит знать клиентам в этом плане: присылают ли банки такие сообщения, они настоящие или их можно считать фейковыми?

– Даже не привязываясь к последним событиям, всем клиентам рекомендуется быть внимательными. Если вы замечаете нетипичные смс-сообщения или необычную активность в вашем сотрудничестве с банком, прежде всего нужно позвонить по номеру клиентской поддержки или сделать это онлайн, и таким образом убедиться, что поступающая информация – из авторизованных и проверенных источников. А уже тогда можно действовать по рекомендациям, которые предоставит онлайн-сервис или работник банка.

– В целом, украинцы не очень доверяют банкам. И в критических моментах они бегут в банкоматы и снимают средства со своих счетов. Это недоверие к банкам сформировалось за многие годы, когда наша финансовая система была сложна, когда было много банков-прокладок. Но после 2014-2015 годов банковская система значительно очистилась. Потому расскажите, почему банкам сейчас можно и стоит доверять?

– У клиентов есть основания для волнений. Ведь в 2013-2014 году более 100 банков было выведено с рынка. При этом такие банки не только не возвращали деньги, но не рассчитывались с регуляторами. Но за время нескольких кризисных ситуаций вкладчики сначала бежали и снимали средства, мы наблюдали эти очереди. Но уже через некоторое время эти же средства возвращались в банковскую систему. И очень часто те альтернативы, которые рассматривали клиенты – депозиты или сбережения в банках – они тоже до конца не прозрачны, надежны и понятны клиенту.

Поэтому мы рекомендовали людям ответственно относиться к выбору банка, обращать внимание на акционеров, на то, чем занимается банк, как он распоряжается средствами вкладчиков. Могу сказать, что депозиты вкладчиков могут использоваться для потребительского кредитования, на микрозаймы на мелкую технику. И все это под ужасные процентные ставки, не думая, как эти деньги будут возвращаться. Как альтернатива использованию средств – инвестирование в развитие экономики. К примеру, предоставление кредитов бизнесу на закупку оборудования, создание дополнительных рабочих мест. Именно по этим причинам вкладчикам следует обращать внимание на такие вещи при выборе банка.

– А можно ли говорить, что те банки, которые устояли после так называемого "банкопада" безопасны и им можно доверять?

– Менеджмент банка – это динамичная вещь. Поэтому сложно говорить, что в конкретный промежуток времени все банки на рынке – здоровы. Всегда будут игроки, которые будут ответственными, и будут финансовые учреждения, удовлетворяющие чьи-то бизнес-интересы или обслуживающие определенные глобальные компании. Но хочется верить, что многие коллеги и игроки на рынке сделали выводы после "банкопада" и в дальнейшем будут ответственнее относиться к своей работе в Украине. Это отвечает и политике Национального банка, который повышает требования и более жестко и детально контролирует всю деятельность банков.

– Если у меня счет в банке или депозит, в каком случае с моими деньгами может что-нибудь случиться? Есть ли вообще такой риск?

– Средства в банке находятся в разных местах и ​​разных формах. Поэтому если вы переживаете за свой счет, то лучше обращать внимание на банк сам по себе, а не где он физически сохраняет свою ликвидность. Следует обращать внимание на учредителя, репутацию, чем банк занимается и как долго он осуществляет деятельность на рынке.

– Сейчас, учитывая все политические и экономические события, следует людям переживать, что они не смогут снять деньги со своих счетов?

– Говоря о нашем банке, мы признаков и оснований для таких ситуаций не наблюдаем, и никаких ограничений по снятию наличных мы не вводили, как и не делали этого в 2008, 2013 и 2014. Поэтому сейчас мы не наблюдаем каких-либо значительных изменений, которые бы вызвали такую ​​реакцию или ограничение. Но мы не исключаем, что на рынке других игроков есть определенные формальные или неформальные ограничения по снятию наличных или депозитов со счетов.

– Есть ли разница между тем, как люди реагировали на ситуацию на военные действия в 2014 году и сейчас?

– Сегодня население реагирует более спокойно, чувствительность людей немного снизилась. И мы уже привыкли к работе в таких кризисных условиях.

– Сейчас курс валют очень не стабилен. Как распоряжаться своими финансами?

– Главный и лучший совет – не делать быстрых, необдуманных и импульсивных решений. Во всех финансовых вопросах мы бы рекомендовали не действовать в результате какого-либо ситуативного изменения на рынке. Поэтому нужно ответственно относиться к выбору финансовых партнеров. Это может принести гораздо больше пользы для клиента в конечном итоге, чем гнаться за лучшим и высшим курсом, покупая или продавая валюту.

– "ПроКредит Банк" вошел в десятку лучших банков Украины. По каким критериям происходила оценка?

– Она состоит из нескольких показателей. В частности, речь идет о качестве кредитного портфеля. В среднем на банковском рынке он составляет 50% (уровень невозвращенных кредитов), в нашем же банке этот показатель на уровне 2%. Мы внимательно и качественно распоряжаемся средствами наших вкладчиков. Среди других параметров оценки – лояльность вкладчиков – насколько в банке растет или падает депозитный портфель. Также это лояльность кредитуемых в банке – развитие кредитного портфеля. Еще один параметр – достаточность ликвидности – своевременная уплата обязательств банка перед вкладчиками в короткий промежуток времени. Именно эти вещи анализируются, поэтому, благодаря качественно проведенной работе, мы регулярно попадаем в такие рейтинги.

– Являются ли эти рейтинги для потенциальных клиентов критерием выбора банка?

– Конечно. Сложно представить, что у потребителя достаточно времени самостоятельно разбираться во всех этих финансовых деталях. Поэтому следует обратиться к авторитетному источнику. Я допускаю, что многие клиенты могут ориентироваться именно на эти рейтинги.

– Сейчас банки активно развивают онлайн-банкинг. Какие преимущества вы предоставляете своим клиентам в онлайн-сервисе?

– Онлайн-банкинг – это, в первую очередь, возможность пользоваться услугами банка без визита в отделения. В этом плане мы предоставляем полный спектр услуг:

  • открытие счета;
  • получение карты;
  • оформление депозита;
  • оформление овердрафта для краткосрочных нужд.

Но по этой причине на рынке наблюдается определенный диссонанс – все говорят, что двигаются в направлении диджитализации, обслуживают клиентов онлайн. Но в то же время значительного уменьшение отделений на улицах никто не замечает.

В свою очередь, мы давно отказались от расширенной сетки отделений и стараемся обслуживать своих клиентов онлайн. К примеру, в Киеве у нас всего 2 отделения, созданных для определенного сегмента клиентов. Но весь спектр услуг доступен в онлайн формате через вебсайт, приложения и интернет-банкинг.

– Можно говорить о том, что будущее за тем, что мы все меньше будем видеть реальные физические отделения, а все услуги будут предоставляться в интернете?

– Да, все тенденции показывают, что мы идем к этому. Но вопрос, насколько это будет быстро – дискуссионный. Но банки, как и большинство сфер нашей жизни, переходят в диджитал.