Ликвидировать или объединить: какая судьба ждет министерства

2 августа 2019, 18:01
Читати новину українською

Накануне парламентских выборов Владимир Гройсман высказался за уменьшение количества министерств с 19 до 11-12. Секретарь СНБО Александр Данилюк также предложил уменьшить их численность. Какие министерства могут объединить, а кого вообще ликвидировать – в материале 24 канала.

Аудит для госорганов

Сейчас в СМИ циркулирует информация о возможном объединении ряда министерств. В частности, речь идет об объединении Министерства культуры, Министерства информационной политики и Министерства молодежи и спорта; Минагрополитики с Минэкологии и Госгеокадастром; Министерства социальной политики и Министерства здравоохранения; Министерства финансов и Министерства экономического развития и торговли.

Собственное мнение: Культурное наследие под угрозой, – эксперт об объединении министерств

По мнению директора экономических программ Украинского Института Будущего Анатолия Амелина, перед объединением следовало бы провести аудит функций всех государственных органов и учреждений. Сейчас в Украине действует еще советская система госуправления. В течении 28 лет независимости мы не проводили такую ​​ревизию этой системы.


Перед объединением министерств необходимо провести их аудит / Фото пресс-службы КМУ

Я бы не просто объединил министерства, а ликвидировал старые институты и создавал новые, с исключительно актуальными и нужными функциями. Чтобы это делать, нужно заблаговременно проанализировать функционал, обновить бизнес-процессы и отобрать под эти цели тех, кто будет руководить обновленными министерствами и учреждениями,
– отмечает Анатолий Амелин.

Объединение ради объединения?

С точки зрения глобальной задачи государственный аппарат нужно оптимизировать. К примеру, есть определенная логика в объединении Министерства аграрной политики с Министерством экологии и Госгеокадастром: сельское хозяйство, земельные и природные ресурсы – это все ресурсы страны.

Заявления чиновников: У Зеленского хотят ликвидировать Министерство информационной политики

По инициативе объединения в одну структуру Министерства культуры, Министерства информационной политики и Министерства молодежи и спорта – в этом случае у экспертов возникает немало вопросов. Ведь непонятна логика таких объединений: у этих министерств разные задачи. Сегодня Минмолодежьспорта преимущественно занимается вопросами спорта, который недофинансирован и неэффективен. Фактически у нас молодежью вообще никто не занимается. Это неправильно, потому что она эмигрирует из страны и причин для того, чтобы остаться – немного.


К сожалению, в Украине развитию спорта уделяется мало внимания / Фото 24 канала

Относительно Минкультуры, то в Украине необходимо развивать и продвигать культуру – это код национальной идентичности. Мининформполитики, по сути, должно быть министерством пропаганды, в хорошем смысле этого слова. Речь идет о пропаганде интересов Украины внутри и за пределами страны. Все это – разные функции.

Конечно, можно все эти министерства объединить, но как мы будем решать, на что именно больше выделять денег, например, информационную политику или спорт? Или наоборот, приоритетное финансирование будет направляться на внешние коммуникации?
– отмечает Амелин.

В то же время, ходят слухи, что Мининформполитики вообще могут ликвидировать.

Усилить или объединить?

В объединении Министерства социальной политики и Министерства здравоохранения возможен конфликт интересов – например, больший акцент будет делаться на социальные группы, другие будут отходить на второй план. По мнению экспертов, идея относительно их объединения не очень удачная. Анатолий Амелин считает, что хорошо бы усилить Минздрав, чтобы оно заботилось о здоровье нации, а Минсоцполитики точно нужно трансформировать, потому что это огромная неповоротливая машина. Правда, реформировать их нужно явно не путем поглощения или объединения.

К слову: Информационная политика команды Зеленского: прогнозы, перспективы и риски

Скептически отношусь, в частности, к объединению Минсоцполитики и Минздрава, потому что у нас большое количество пенсионеров. Как показывает практика, чем больше министерство, тем менее оно управляемое,
– отмечает политолог Тарас Загородний.

Упоминали в прессе и возможность объединения Министерства экономического развития и торговли с Министерством финансов. По мнению Амелина, если проводить аналогию с бизнесом, это тоже самое, что объединить дирекцию по стратегии с казначейством и бухгалтерией, у которых совершенно разный функционал. Дирекция по стратегии занимается развитием будущего и инвестированием, а бухгалтерия, по большому счету, фиксирует и обслуживает принятые решения. В деятельности этих направлений есть достаточно серьезные противоречия, ведь стратегия – вопросы, связанные с развитием и инвестициями, а казначество и бухгалтерия, как правило, – бережливая экономия. Если бы главного бухгалтера сделали руководителем, то компания перестала бы развиваться из-за экономного стиля управления.


Если бы бухгалтер руководил министерством экономики, то оно перестало бы развиваться / Фото 24 канала

Как показывает практика, объединение нескольких министерств в одно не меняет их качественно. Ведь в государственном аппарате остается коррупция, которую нужно искоренять,
– считает Тарас Загородний.

По мнению экспертов первичным является функционал и рабочие процессы, а только потом название. Объединять министерства ради объединения – нет смысла. Конечно, министерств должно быть меньше и они должны работать на предоставление качественного сервиса от государства людям, которые являются главными бенефициарами страны.

Новации: В структуре Кабмина произошли изменения: ликвидировали офис евроинтеграции и ряд департаментов

"Если нет ответа на вопрос – какую выгоду мы получим от такого объединения – то все эти шаги не имеют никакого смысла", – заключает Анатолий Амелин.