Отсутствие полиции и безразличие проводников: что не так с безопасностью в украинских поездах

4 августа 2020, 07:01
Читати новину українською

Не утихает обсуждение инцидента, который случился в ночь на 1 августа в поезде Киев – Мариуполь. В соцсетях в очередной раз подняли вопрос необходимости правоохранителей в поездах, страхование пассажиров, а также – их позицию "моя хата с краю".

В купе, где находилась Анастасия Луговая с 7-летним сыном, ворвался полуобнаженный мужчина, который избил ее и пытался изнасиловать. Спасение женщина нашла только у проводника в соседнем вагоне. Нападавшего задержали утром – когда поезд прибыл в Киев. Однако полицию вызвали не работники Укрзализныци, а муж пострадавшей.

В этой истории много вопросов, как к УЗ, так и к украинской власти. Сайт 24 канала попытался найти ответы на основные из них.

Читайте подробности Нападение в поезде Мариуполь – Киев: мужчина набросился на женщину с ребенком и хотел изнасиловать

Нужно ли возвращать полицию в поезда?

Правоохранители не сопровождают поезда с 2012 года, а ликвидировали транспортную милицию в 2015-ом.

Укрзализныця в своем заявлении призвала возобновить сопровождение поездов дальнего следования сотрудниками Национальной полиции – "для полной безопасности пассажиров".

Восстановление этого подразделения – это компетенция не УЗ, а народных депутатов. Что касается нынешней ситуации, то УЗ, как никто другой, заинтересована в безопасности пассажиров. Сохранение хорошей репутации компании и улучшение сервиса перевозок, несмотря на установленный правительством тариф, который делает такие перевозки убыточными, без надлежащей компенсации бюджетом этих убытков,
рассказал один из членов наблюдательного совета Укрзализныци, екснардеп Сергей Лещенко.

Он добавил, что в Национальной полиции считают, что такие услуги должны предоставляться платно и трактоваться как охрана, а не как обеспечение общественного порядка.

Важно Нападение в поезде: Геращенко предлагает поставить в вагонах камеры наблюдения

Глава департамента по организации внутренних и международных перевозок пассажиров Укрзализныци Александр Красноштан свою очередь подчеркнул, что "пассажиры своими налогами уже оплатили услугу обеспечения общественной безопасности и правопорядка – осталось ее предоставить". Кроме того, не стоит забывать, что поезда являются общественным местом.

Обеспечение общественной безопасности и правопорядка является одним из четырех задач Национальной полиции (ст. 2 закона О Национальной полиции). И полиция пытается обеспечить такой порядок путем прибытия на вызовы и тому подобное. Правда, как видим, без сопровождения поездов сотрудниками полиции это пока плохо получается,
– пояснил Красноштан.

Тем временем лидер "Голоса" Кира Рудик напомнила о пилотном проекте Укрзализныци и Нацполиции, который стартовал в марте 2020 года и призван организовать сопровождение сотрудниками полиции пассажирских поездов № 122/121 "Николаев – Киев – Ровно" и № 24/23 "Одесса – Москва". По ее словам, тогда же УЗ и Нацполиция начали работать над совместным планом действий "по увеличению количества поездов, которые будут курсировать в сопровождении правоохранителей".

Где этот план? Каковы результаты пилотного проекта? Почему этот проект не стал постоянным? И почему пассажиры, а особенно пассажирки Укрзализныци, до сих пор не чувствуют себя в безопасности? Почему у Авакова есть сотни правоохранителей, чтобы целый день стоять под судами и бить ногами активистов? Почему есть десяток полицейских, чтобы доставать из Днепра одного человека? А на безопасность поездов людей нет?
– отметила Кира Рудик.

Как пояснил сайту 24 канала юрист Василий Мирошниченко, помогло бы конкретно в этом случае наличие наряда полиции в поезде или нет – трудно сказать. Это зависит от ряда факторов, в частности, расположение правоохранителей. Однако в целом, по словам юриста, было бы хорошо поставить хотя бы одного полицейского на поезд, вернуть такую практику – присутствие правоохранителя меньшей мере дисциплинировала бы пассажиров.

Отвечает ли за безопасность проводник?

Внимание соцсетей привлек и тот факт, что крики о помощи пострадавшей и ее сына другие пассажиры и проводник в принципе не обращали внимания.

Удивляет и злит тот факт, что никто из мужчин, которые ехали в этом вагоне и точно слышали крики Анастасии, не пришел ей на помощь,
написал заместитель министра МВД Антон Геращенко на странице в Facebook.

По мнению юриста Василия Мирошниченко, здесь в значительной мере виноват советский менталитет: люди убеждены, что защищать человека, на которого нападают, это – исключительно функция полиции или других должностных лиц (например, проводника).

Закон не обязывает, конечно, простых граждан выполнять функции полиции. Но морально каждый гражданин должен был бы заступаться за обиженных и тех, на кого напали. Хотя бы фиксировать на видео, чтобы были доказательства, или звать на помощь. И человек не может привлекаться к ответственности за то, что применяет насилие к правонарушителю,
– пояснил юрист.

Что касается проводника, то он – служебное лицо. Соответственно, обязан вызвать полицию, принимать все необходимые меры для защиты жизни и здоровья пассажиров. Поэтому, безусловно, бездействие проводника содержит и служебное правонарушение, за что могут привлечь к дисциплинарной ответственности.

К теме Попытка изнасилования женщины в поезде: какое наказание грозит нападавшему

Эксперт добавил, что, с такими процессами, как, например, сейчас против Сергея Стерненко, право на самозащиту или защиту других лиц в Украине пытаются нивелировать. Получается, что тот, кто защищает себя или других, может потом быть привлечен к ответственности, как будто он нападающий. И поэтому люди часто опасаются заступаться за других, чтобы потом не оказаться на скамье подсудимых. Это – проблема, которую также нужно решать.

Что покрывает страхование в поездах?

В каждый билет включен платеж страхования. Однако покрывает это лишь инциденты, которые произошли с пассажирами в результате несчастных случаев. По словам юриста, сейчас же речь идет о преступлении.

Несчастный случай – это событие, которое не зависит от воли людей. Например, ДТП (если речь идет о поездках автобусом) или попадании молнии. Поэтому квалифицировать нападение, как несчастный случай нельзя. И страхование, включенное в стоимость билета, его не покрывает,
– уточнил Василий Мирошниченко.

Компенсацию пострадавшей, как отмечает эксперт, в этом случае должен выплатить преступник. Однако Сергей Лещенко уверял, что "исполнительные органы управления" Укрзализныци – в переговорах со страховой, чтобы они покрыли этот случай".

В целом же из этого досадного инцидента стоит сделать ряд выводов: как относительно страхового покрытия и важности полиции в поездах, так и в целом – относительно неравнодушия каждого. Иначе повторения таких приступов не избежать.