Что на самом деле происходило в небе, могут ли авиакомпании массово отменять рейсы и получат ли украинцы хоть какую-то компенсацию в подобной ситуации – разбирался сайт 24 канала.

Читайте Проблемы в авиапространстве из-за российской угрозы России: какая ситуация в крупнейших аэропортах Украины

Могут ли авиакомпании отменять рейсы

Сергей Чалаплюк, юрист юридической фирмы NOVEM, рассказал, что авиакомпании могут отменять, переносить и менять маршруты рейсов, но должны сообщать об этом пассажирам в обусловленные договорами сроки. Если рейс аннулирован, пассажиры имеют право на возмещение стоимости авиабилетов, а также в определенных случаях – на дополнительную компенсацию.

Одним из эффективных способов защиты своих имущественных интересов на случай отмены авиарейса, является страхование от таких случаев. Однако и тогда есть определенный риск, в частности, когда договор страхования не содержит соответствующего страхового случая, и в таких случаях ситуация даже усложняется, потому что без вмешательства специалиста определить лицо, которое обязано осуществить возмещение, очень сложно,
– объяснил Чалаплюк.

По его словам, всегда важно помнить, что все обстоятельства по изменению в услуге авиаперевозки даже с согласия потребителя, должны оформляться и фиксироваться документально (на случай использования соответствующих сведений для доказательств в суде).


МАУ отправит пять Boeing 737-800 в Испанию / МАУ

Игорь Чудовский, адвокат, управляющий партнер АО "Чудовский и партнеры", объяснил, что авиакомпании обычно могут отменять рейсы, особенно если лизингодатели не позволяют им поднимать самолеты в воздушном пространстве Украины. В таком случае, есть несколько вариантов для тех, кто уже приобрел билеты на отмененные рейсы:

  • перенести дату вылета на несколько недель или месяцев позже (некоторые авиакомпании предоставляют клиентам такую возможность);
  • требовать возврата уплаченных за билет средств.

По моему мнению, в ситуации с украинским воздушным пространством следует ожидать уменьшения количества рейсов в течение ближайших 1 – 2 месяцев, поскольку даже те гарантии в виде 16 миллиардов гривен, которые выделил Кабмин для страхования рисков полетов над Украиной, не смогли убедить всех лизингодателей в целесообразности продолжения полетов в воздушном пространстве Украины. Тем не менее полной авиаблокады ожидать все же не следует, уже в настоящее время есть отдельные авиакомпании, заявившие о продолжении осуществления полетов,
– отметил адвокат.

Александр Хмелевский, кандидат экономических наук, независимый эксперт также уверен, что пока угроза российской агрессии будет сохраняться, количество рейсов будет сокращаться. Ведь это создает большие риски для авиакомпаний и угрожает жизни пассажиров. По его мнению, в сложившейся ситуации правительству следовало бы вообще закрыть небо над Украиной – полученные средства в бюджет от авиаперевозок не стоят жизней пассажиров.


Проблемы с посадкой самолетов начались еще 12 февраля / Фото Аvianews

Смогут ли пассажиры получить компенсации

Избежать выплат компенсаций пассажирам за отмененные рейсы авиакомпании не смогут. Сергей Чалаплюк отметил, что в нынешней ситуации отсутствует форс-мажор, чрезвычайные события или решения правительства, которые бы делали невозможным авиаперелеты над Украиной или запрещали бы их.

Одна лишь ссылка на форс-мажорные обстоятельства авиаперевозчиком не является достаточным основанием для изменения условий договора в одностороннем порядке, такое подтверждение должно предоставляться Торгово-промышленной палатой Украины и уполномоченными ею региональными торгово-промышленными палатами,
– объяснил юрист.

Игорь Чудовский также добавил, что сейчас в Украине не введено военное положение, не происходит ни одно стихийное бедствие или полномасштабное вторжение со стороны России. Есть лишь призрачная угроза нападения, которая звучит в западных СМИ, из уст послов и других официальных лиц, и она не может считаться форс-мажором.

В таком случае все сводится к договорным отношениям между авиакомпаниями и ее лизингодателями, что по большому счету не должно волновать и касаться рядового клиента.

Что произошло в небе над Украиной

  • 13 февраля борт из португальского Фуншала, который должен был лететь в Киев, совершил посадку в Кишиневе (Молдова). Сначала сообщали, якобы Украина закрыла воздушное пространство из-за угроз России.
  • Впрочем, эту информацию опровергли в Министерстве инфраструктуры Украины и рассказали, что небо остается открытым.
  • Некоторые компании начали активно действовать, например, компания МАУ сообщила о возврате пяти самолетов, взятых в лизинг, из-за прекращения их страхования.
  • Нидерландская авиакомпания KLM 12 февраля объявила, что прекращает полеты в Киев. Однако уже 14 февраля два ее самолета направились в аэропорт "Борисполь".
  • Turkish Airlines разрешила пассажирам вернуть или обменять билеты, по которым можно было прилететь в Украину. Говорилось о рейсах в период с 13 по 28 февраля.
  • Украинское правительство в экстренном режиме решило предоставить гарантии на более 16 миллиардов гривен для безопасности полетов.
  • Несмотря на это, некоторые проблемы все же остались. Например, у перевозчика Bees Airline сообщили о возможных задержках авиарейсов, потому что владельцы самолетов – лизинговые компании – требуют перебазирования всех самолетов за пределы Украины.

Что известно о закрытии авиапространства над Украиной: смотрите видео