Россия в Украине могла совершить все международные преступления

Несмотря на то, что соображения Комиссии базировались на фактах, произошедших до 23 марта 2023 года, этого периода оказалось достаточно, чтобы сделать выводы о таких нарушениях со стороны России и ее агентов:

  • умышленные убийства;
  • нападения на гражданских лиц;
  • незаконное заключение;
  • пытки;
  • изнасилования;
  • противоправное перемещение и депортация (военные преступления);
  • нападения на объекты критической инфраструктуры, в частности, обусловившие блекаут;
  • сексуальное насилие (достигают порога преступлений против человечности);
  • прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида и проявления отдельных элементов этого преступления;
  • агрессия.

Читайте также Американское табу по отношению к Украине: кто за ним действительно стоит

Кроме того, по мнению экспертов, российские агенты совершили ряд нарушений международных прав человека, в частности права на жизнь, на свободу от пыток и бесчеловечного обращения, на личную неприкосновенность, на сохранение идентичности, на образование и т.д.

Комиссия заключила, что значительную часть упомянутых нарушений и преступлений начали совершать уже во время оккупации Россией Крыма и после появления квазиреспублик на Востоке Украины в 2014 году. По мнению экспертов, Россия должна возместить весь причиненный в результате противоправных действий вред.

Эксперты также отметили наличие отдельных нарушений и со стороны Украины (в частности, в контексте обращения с военнопленными, недостаточного соблюдения принципа должной осмотрительности, существенных недостатков законодательства в сфере противодействия коллаборационизму), которые, впрочем, не имеют признаков целенаправленной политики или метода ведения войны.

Депортации и принудительное перемещение украинских детей

Комиссия тщательно проанализировала 138 кейсов незаконной депортации и принудительного перемещения украинских детей. Лишь в редких случаях, по мнению экспертов, существовали объективные основания для эвакуации несовершеннолетних. Однако даже тогда Россия не рассматривала варианты, позволяющие избежать вывоза детей на территории под ее контролем и уклонялась от выполнения обязательств по облегчению возвращения детей.

Экспертам также удалось получить сведения о давлении на законных представителей детей для получения разрешения на вывоз в так называемые "лагеря перевоспитания". Кроме того, насилие применялось и с целью организовать учебный процесс по российским образовательным стандартам на оккупированных территориях. Учителей и директоров таким способом стремились подтолкнуть к сотрудничеству с оккупационной администрацией, а родителей, угрожая лишением родительских прав – к посещению детьми институтов формального и неформального образования, где их русифицировали и искореняли идентичность.

Интересно Китай, Россия и Германия планировали мировое господство, но Путин все испортил

Комиссия отмечает, что даже на подконтрольных Украине территориях существуют значительные трудности с гарантированием права на образование из-за агрессии России и несоблюдения ею норм международного гуманитарного права.

Эксперты подчеркнули, что Россия не способствует воссоединению семей и возвращению украинских детей, а необоснованная задержка в репатриации является самостоятельным военным преступлением. В этом контексте России дали рекомендацию предоставить достоверную и исчерпывающую информацию о количестве и месте нахождения всех детей, которых она противоправно вывезла независимо от обстоятельств, а также быстро и проактивно инициировать их возвращение в Украину, не допуская никаких других случаев депортации и принудительного перемещения.

К сожалению, эксперты отметили, что им так и не удалось получить доступ и пояснения от органов власти Украины относительно базы данных со сведениями о вывезенных украинских детях. Это актуализирует необходимость сделать процесс сбора такой информации более прозрачным и понятным для компетентных международных институций.

Привлечение виновных лиц к ответственности

Расширенная версия отчета Комиссии представляет собой своеобразную энциклопедию, в которой собрано описание более десятка международных и смешанных механизмов для привлечения российских агентов к ответственности. Размышления экспертов интересны касательно деятельности каждого из них.

Заметьте Вы уже сражаетесь: Украина как можно быстрее должна доказать Западу одну важную мысль

Например, единая база данных о лицах, совершавших международные преступления в Украине, ради эффективной и оперативной имплементации принципа универсальной юрисдикции, выглядит достаточно релевантной. Это же касается реализации жертво-центрического подхода на всех уровнях привлечения виновных к ответственности, в том числе и в контексте программ реабилитации и реинтеграции.

Особого внимания заслуживают соображения Комиссии по созданию специального трибунала по агрессии России против Украины. Со ссылкой на то, что в настоящее время не существует международного суда с юрисдикцией для привлечения к ответственности высших должностных лиц России за преступление против мира, эксперты в целом поддержали создание такого института.

Комиссия также напомнила, что основное бремя обеспечения неотвратимости юридической ответственности лежит именно на Украине. Было отмечено, что Международный уголовный суд определился с "приоритетными" для расследования кейсами, среди которых:

  • депортация гражданских лиц, в том числе детей;
  • нападения на гражданское население, инфраструктуру, электросети;
  • пытки, казни, фильтрационные лагеря, незаконные перемещения.

Однако даже по таким делам преступники низкого и среднего звена должны преследоваться на национальном уровне.

Важны выводы Комиссии относительно необходимости обеспечения права на правду жертвам международных преступлений и нарушений международного права. При этом Украина уже должна принять меры по сохранению доказательств таких действий. Следует напомнить, что Россия активно искажает историю в этом вооруженном конфликте и является одним из индикаторов геноцидальной политики.

Важно Неужели жив? О чем могли 2 месяца договариваться Путин и Пригожин

4 апреля 2023 года деятельность Независимой международной комиссии ООН по расследованию нарушений в Украине была продлена еще на один год. В ее составе был создан специальный отдел для расследования наличия в деяниях России элементов преступления геноцида. Так что продолжение следует…