Россия в Украине могла совершить все международные преступления
Несмотря на то, что соображения Комиссии базировались на фактах, произошедших до 23 марта 2023 года, этого периода оказалось достаточно, чтобы сделать выводы о таких нарушениях со стороны России и ее агентов:
- умышленные убийства;
- нападения на гражданских лиц;
- незаконное заключение;
- пытки;
- изнасилования;
- противоправное перемещение и депортация (военные преступления);
- нападения на объекты критической инфраструктуры, в частности, обусловившие блекаут;
- сексуальное насилие (достигают порога преступлений против человечности);
- прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида и проявления отдельных элементов этого преступления;
- агрессия.
Читайте также Американское табу по отношению к Украине: кто за ним действительно стоит
Кроме того, по мнению экспертов, российские агенты совершили ряд нарушений международных прав человека, в частности права на жизнь, на свободу от пыток и бесчеловечного обращения, на личную неприкосновенность, на сохранение идентичности, на образование и т.д.
Комиссия заключила, что значительную часть упомянутых нарушений и преступлений начали совершать уже во время оккупации Россией Крыма и после появления квазиреспублик на Востоке Украины в 2014 году. По мнению экспертов, Россия должна возместить весь причиненный в результате противоправных действий вред.
Эксперты также отметили наличие отдельных нарушений и со стороны Украины (в частности, в контексте обращения с военнопленными, недостаточного соблюдения принципа должной осмотрительности, существенных недостатков законодательства в сфере противодействия коллаборационизму), которые, впрочем, не имеют признаков целенаправленной политики или метода ведения войны.
Депортации и принудительное перемещение украинских детей
Комиссия тщательно проанализировала 138 кейсов незаконной депортации и принудительного перемещения украинских детей. Лишь в редких случаях, по мнению экспертов, существовали объективные основания для эвакуации несовершеннолетних. Однако даже тогда Россия не рассматривала варианты, позволяющие избежать вывоза детей на территории под ее контролем и уклонялась от выполнения обязательств по облегчению возвращения детей.
Экспертам также удалось получить сведения о давлении на законных представителей детей для получения разрешения на вывоз в так называемые "лагеря перевоспитания". Кроме того, насилие применялось и с целью организовать учебный процесс по российским образовательным стандартам на оккупированных территориях. Учителей и директоров таким способом стремились подтолкнуть к сотрудничеству с оккупационной администрацией, а родителей, угрожая лишением родительских прав – к посещению детьми институтов формального и неформального образования, где их русифицировали и искореняли идентичность.
Интересно Китай, Россия и Германия планировали мировое господство, но Путин все испортил
Комиссия отмечает, что даже на подконтрольных Украине территориях существуют значительные трудности с гарантированием права на образование из-за агрессии России и несоблюдения ею норм международного гуманитарного права.
Эксперты подчеркнули, что Россия не способствует воссоединению семей и возвращению украинских детей, а необоснованная задержка в репатриации является самостоятельным военным преступлением. В этом контексте России дали рекомендацию предоставить достоверную и исчерпывающую информацию о количестве и месте нахождения всех детей, которых она противоправно вывезла независимо от обстоятельств, а также быстро и проактивно инициировать их возвращение в Украину, не допуская никаких других случаев депортации и принудительного перемещения.
К сожалению, эксперты отметили, что им так и не удалось получить доступ и пояснения от органов власти Украины относительно базы данных со сведениями о вывезенных украинских детях. Это актуализирует необходимость сделать процесс сбора такой информации более прозрачным и понятным для компетентных международных институций.
Привлечение виновных лиц к ответственности
Расширенная версия отчета Комиссии представляет собой своеобразную энциклопедию, в которой собрано описание более десятка международных и смешанных механизмов для привлечения российских агентов к ответственности. Размышления экспертов интересны касательно деятельности каждого из них.
Заметьте Вы уже сражаетесь: Украина как можно быстрее должна доказать Западу одну важную мысль
Например, единая база данных о лицах, совершавших международные преступления в Украине, ради эффективной и оперативной имплементации принципа универсальной юрисдикции, выглядит достаточно релевантной. Это же касается реализации жертво-центрического подхода на всех уровнях привлечения виновных к ответственности, в том числе и в контексте программ реабилитации и реинтеграции.
Особого внимания заслуживают соображения Комиссии по созданию специального трибунала по агрессии России против Украины. Со ссылкой на то, что в настоящее время не существует международного суда с юрисдикцией для привлечения к ответственности высших должностных лиц России за преступление против мира, эксперты в целом поддержали создание такого института.
Комиссия также напомнила, что основное бремя обеспечения неотвратимости юридической ответственности лежит именно на Украине. Было отмечено, что Международный уголовный суд определился с "приоритетными" для расследования кейсами, среди которых:
- депортация гражданских лиц, в том числе детей;
- нападения на гражданское население, инфраструктуру, электросети;
- пытки, казни, фильтрационные лагеря, незаконные перемещения.
Однако даже по таким делам преступники низкого и среднего звена должны преследоваться на национальном уровне.
Важны выводы Комиссии относительно необходимости обеспечения права на правду жертвам международных преступлений и нарушений международного права. При этом Украина уже должна принять меры по сохранению доказательств таких действий. Следует напомнить, что Россия активно искажает историю в этом вооруженном конфликте и является одним из индикаторов геноцидальной политики.
Важно Неужели жив? О чем могли 2 месяца договариваться Путин и Пригожин
4 апреля 2023 года деятельность Независимой международной комиссии ООН по расследованию нарушений в Украине была продлена еще на один год. В ее составе был создан специальный отдел для расследования наличия в деяниях России элементов преступления геноцида. Так что продолжение следует…