Об этом 24 Каналу рассказал советник главы ОПУ Михаил Подоляк. Он убежден, что для того, чтобы ускорить правильный финал российско-украинской войны, Запад должен изменить ее юридический статус.

Смотрите также Деэскалация на условиях Путина? Какой мир предлагает Украине ООН

Как изменить юридический статус России

Несмотря на то, что коварная российская агрессия длится почти 2 года, на ее рынке до сих пор есть немало западных компаний, которые продолжают платить налоги в бюджет Кремля. Именно за эти налоги Путин проводит скрытую мобилизацию и оснащает свою армию оружием, ведь в 2024 году почти треть российского бюджета уйдет на войну.

Чтобы решить эту проблему, простого ужесточения санкций может быть недостаточно. Для того чтобы отговорить западные компании от сотрудничества с агрессором, нужно на юридическом уровне закрепить неприемлемость взаимодействия с Россией.

"Россияне понимают, что чем дольше будет война, тем больше шансов, что Россия действительно будет изолирована. И если бы юридический статус России был иным, то она выглядела бы совсем иначе на глобальном рынке. Тогда она была бы действительно изолирована, и никто не присылал бы ей приглашение принять участие в том или ином саммите, потому что это было бы невыгодно", – убежден советник ОПУ.

Тогда бы страны понимали, что в таком политическом виде Россия существовать не будет, и поэтому нет смысла подписывать что-нибудь со страной, которая в будущем будет полностью переформатирована и в которой будет другая политическая система. Именно на этом делают акцент украинские дипломаты, приближая один из шагов к изменению юридического статуса России – лишение ее права голоса в Совбезе ООН.

Надо проанализировать, вправе ли Россия находиться в Совбезе по юридическим мотивам, даже не с точки зрения войны в Украине, а с точки зрения 1991 года, когда было принято решение, что она будет наследником Советского Союза и будет использовать его "право вето",
– отметил Подоляк.

И если юридический анализ подтвердит, что присутствие России в Совбезе ООН не является легитимным, на основании этого нужно будет отнять у Кремля его право вето.

Что известно о легитимности России в ООН

  • Устав Организации объединенных наций предусматривает, что все новые члены должны быть одобрены 2/3 голосов Генеральной ассамблеи, после чего они получают право голоса. Но с Россией в 1990-х годах произошел странный казус.
  • Вместо того, чтобы пройти предусмотренную уставом процедуру, Москва просто провозгласила себя "наследницей СССР" и заняла ее место в Совбезе ООН. Хотя в документах организации членом Совбеза до сих пор является СССР.
  • Это создает опасный правовой прецедент, когда страна, не получившая одобрения 2/3 мировых государств, имеет право вето на все решения безопасности, которые могут быть приняты ООН. И именно эту юридическую коллизию Запад мог бы использовать для того, чтобы снизить политическое влияние России.
  • Однако, по словам постпреда Украины Сергей Кислиц, пока даже самые ожесточенные противники Кремля не готовы пойти на такой шаг. Поэтому страны центральной Европы продолжают придерживаться мнения, что присутствие России в Совбезе легитимно, что существенно усложняет дипломатическую работу Украины.