Укр Рус
10 ноября, 11:45
4

Трамп возвращает Беларусь в игру: зачем США собственный трек с Лукашенко

Основные тезисы
  • Дональд Трамп назначил Джона Коула спецпосланником для Беларуси, что может означать продолжение политики расширения возможностей для белорусских властей.
  • США интересуются уменьшением зависимости Беларуси от России и недопущения ее "поглощения", с возможным привлечением Китая как противовеса.

Президент США Дональд Трамп назначил спецпосланника для Беларуси. Им стал Джон Коул. Он уже не раз бывал в Минске и встречался с Александром Лукашенко, и он все еще является заместителем Кита Келлога – спецпосланника в Украине.

Чем США интересует Беларусь?

Сообщение Трампа содержит благодарность Лукашенко за освобождение (будущее, вероятно) еще 50 политических заключенных. Возникает вопрос – что означает это назначение и какие шаги сторон будут дальше? Об этом пишет Игорь Тышкевич, информирует 24 Канал.

Читайте также Мирный коллапс, или почему поиск компромисса с Россией обречен

Первое и ключевое – назначение спецпосланника разрушает "историю", которую создавали стороны. Якобы Лукашенко использовался лишь как посредник в коммуникации с Путиным. Такой функционал, очевидно, был, но в понимании Трамп он может быть не основным.

Главное может заключаться в другом – повторении (или продолжении) политики Трампа на белорусском направлении времен его первого срока. Кратко можно определить так – постепенное расширение поля возможностей для белорусской власти и оценка того, как она воспользуется этим. Проще говоря, насколько Минск сможет изменить свою политику. Не в сторону демократии. Скорее геополитическую ориентацию.

США на этом этапе интересуют два направления:

  • Возможность уменьшения зависимости от России и недопущение поглощения Беларуси Россией. Особенно после замораживания войны в Украине. Вашингтон не стремится видеть крах России. Но не хочет подтверждать амбиции российского руководства на возвращение статуса глобальной супердержавы. А "компенсация" в виде "присоединения Беларуси" может быть таким механизмом.
  • Фактор Китая. Он, возможно, является ключевым. Именно Китай может стать противовесом России. Есть вероятность повторения "узбекского опыта", когда государство за декаду вышло из-под всеобъемлющего российского влияния под "китайскую защиту". Параллельно, кстати, проведя экономические реформы.

Форпост КНР в Восточной Европе – не слишком желательная перспектива для США. Значит, надо работать. Сегодня, когда разблокировался переговорный трек Трампа и Си Цзиньпина – тем более.

Причем, если замораживание войны в Украине произойдет при участии Китая, Пекин получит точки входа в Украину. И здесь возможен обмен – помощью в получении "точек входа" для США в Беларуси.

Вопрос в другом – что кроме политических заключенных будут обсуждать?

Польша и Литва активизировались

В ближайшие недели, думаю, ничего прорывного – вопрос постепенного "открытия неба" для компании "Белавиа", восстановления полноценной работы посольств.

А дальше интересно. Вернемся к пункту о влиянии России. Невозможно говорить о расширении возможностей для Беларуси без доступа к портам. Ведь пока Россия держит белорусский экспорт "в петле" – проводя его через свою территорию – разговор о политических маневрах абсурден. Но вопрос доступа к портам сегодня – это Польша, Литва, Латвия (в Украине пока война).

Именно поэтому Варшава полтора месяца пошла на повышение ставок и привлекла сильного посредника – Китай. Результат – наличие собственного переговорного трека с Беларусью. То есть возможность устранить ситуации, когда Вашингтон договаривается с Минском и "настойчиво советует" пойти на уступки Варшаве. Польша вплетает свои интересы в схему. Точнее – уже вплела.

Литва хотела поднять ставки, но уникального кейса не нашла. Скопировала польский опыт по границе. Только если Варшава могла апеллировать к Китаю, Вильнюс апеллирует к Варшаве. Поэтому окружение Лукашенко сыграло зеркально и тоже поднимает ставки. Но в целом сработает. Я более чем уверен, что в течение ближайших трех – четырех недель возникнет и литовско-белорусский переговорный трек.

То есть политика в отношении Минска будет меняться. Возможен ли возврат к 2019 году? Сомнительно. Доверие к Лукашенко крайне низкое. Политика будет пошаговой, где каждый этап верифицируется завершенными действиями сторон. И только после этого возможен следующий.

При этом целостной картины "что делать с Беларусью" нет ни у одного из упомянутых игроков. Для США важно просто очертить общие рамки. Польша и Литва пытаются вплести свои интересы, но это не долгосрочная политика.

Украина пока молчит. И пока не имеет своего видения "что делать". Но время на выработку есть, пусть и немного. Тогда будет возможность даже в рамках американо-белорусского трека вплести украинские интересы. Тем более, что занимается Беларусью человек из команды Келлога, а не Виткоффа.

Колонка является личным мнением автора, редакция 24 Канала может не разделять ее.