В Киеве остановка общественного транспорта при тревоге парализует его работу на несколько часов
Решение Киевской городской государственной администрации об остановке наземного общественного транспорта во время воздушной тревоги существенно замедляет и удорожает передвижение по столице. Иногда автобусы и троллейбусы не могут возобновить свою работу около двух часов после отбоя тревоги.
Это показали результаты исследования журналистов Texty.org.ua, которые проанализировали движение общественного транспорта в Киеве за год – с мая 2023 по апрель 2024 года.
Смотрите также На территории АТП в Киеве завершили спасательные работы: известна ли причина взрыва
Что известно о последствиях остановки работы транспорта во время тревоги
В качестве примера – работа трамвая №14. После утреннего обстрела 23 января 2023 года трамвай не вышел на маршрут "Отрадный-Контрактовая площадь". После отбоя воздушной тревоги в 08:14 транспорта на маршруте не было вплоть до 09:42.
По направлению "Контрактовая площадь-Отрадный" также возникли проблемы. Сразу после отбоя тревоги с конечной отправился один трамвай, тогда еще один за другим появились четыре возле остановки "Улица Сечевых Стрельцов". А потом на маршруте образовалась двухчасовая пауза без транспорта.
Далее несколько трамваев проехало почти по графику, после чего на маршруте возникла еще одна часовая дыра. В 13:22 началась очередная тревога, которая снова сбила график.
После обеда в Киеве снова звучала тревога, которая закончилась в 17:41. После этого на маршруте начался беспорядок: трамваи хаотично ехали один за другим, потом на маршруте образовывались огромные паузы без единой машины. И все это как раз в час пик до ночи на довольно популярном маршруте (трамвай соединяет спальный район Отрадный с Подолом и Дегтяревской, на которой находится много офисных и административных зданий).
Смотрите также Не только в самой столице: безумная пробка образовалась на трассе Киев – Борисполь
А вот так воздушная тревога повлияла на движение автобуса №114 в этом году 23 февраля. В этот день воздушная тревога закончилась в 23:30 (по графику автобус и должен курсировать по будням до 23:30). По логике КГГА во время тревоги пассажиры должны сидеть в укрытии, а после отбоя сесть в транспорт и поехать домой. Но в 23:30 автобус №114 уже завершил свою работу, маршрутки уже не ходили, поэтому пассажирам пришлось возвращаться домой на такси, цены на которые в это время вырастают вдвое.
Похожая ситуация была с автобусом №22: 28 ноября 2023 года воздушная тревога закончилась в 22:01, а транспорт должен курсировать до 23:00. Однако все автобусы почти полностью прекратили движение после отбоя. Несколько машин возобновили движение около 23:00 из нескольких точек, но это не покрыло полностью весь маршрут. Поэтому даже после отбоя пассажиры на некоторых остановках должны были попрощаться с возможностью доехать домой этим транспортом.
Почему так происходит?
Задержка общественного транспорта после воздушных тревог связана с тем, что во время тревоги водители в основном не оставляют свои машины на остановках и не направляются в укрытие, а едут на конечные или другие места отстоя. Поэтому после отбоя машина отправляется не с остановки, где она стала во время сирены, а с другого места, которое может даже не быть частью маршрута.
К такому выводу пришли активисты общественной организации "Пассажиры Киева". Водители коммунального транспорта, которых опросили журналисты Texty.org.ua, также подтверждают этот вывод.
Нас диспетчер разворачивает, отправляет на разные точки, и мы ждем, чтобы можно было восстановить график. Хотя я не понимаю, зачем надо пытаться нагнать график, ведь через пол часа может снова начаться тревога. Пусть бы мы уже ездили, как ездим, а потом уже к вечеру график сам восстановился бы,
– сказал водитель троллейбуса Вадим.
Киевляне создали уже 7 петиций с требованием отменить запрет. Каждая из этих петиций набирает достаточное количество голосов для рассмотрения местным советом, и каждую из них отклоняет КГГА.
Что говорят в КГГА?
Общественный транспорт во время воздушной тревоги останавливается только в 3 украинских областных центрах – Хмельницком, Ивано-Франковске и Киеве. Даже в Харькове, Одессе, Днепре и Запорожье, где обстрелы чаще, чем в столице, такого запрета нет.
В КГГА решение останавливать общественный наземный транспорт объясняют заботой о безопасности граждан. В то же время чиновники готовы пересмотреть свое решение, если водители возьмут на себя ответственность за жизнь пассажиров.
Если сегодня кто-то хочет взять на себя ответственность и скажет, что готов ездить во время воздушной тревоги и перевозить людей, и люди сами скажут, что не имеют претензий, это совсем другой просмотр. Если сегодня водители выйдут и скажут, что они готовы ехать и контролировать этот процесс, наверное, можно было бы рассматривать такой вариант,
– сказал директор Департамента транспортной инфраструктуры КГГА Руслан Кандибор в недавнем интервью.
В то же время киевляне неоднократно фиксировали, что общественный транспорт просто останавливается на маршруте во время тревоги. Люди и водители не спускаются в укрытие, а пережидают воздушную тревогу в транспорте. Если же автобус или троллейбус поехал, то пассажиры могут остаться ждать на остановке. Иногда ситуация доходит до абсурда. Например, во время тревоги автобус стоит у главного входа на оборонный завод "Артем", куда не раз прилетали ракеты. Внутри сидят пассажиры и водитель.