Россия в Совбезе ООН прогнозируемо наложила вето на создание международного трибунала. Решение свое объяснила словам собственного представителя в ООН Виталия Чуркина.
Сегодняшний проект резолюции был лишен какой-либо правовой или прецедентной основы. Мы неоднократно разъясняли это коллегам, но авторы отказались действовать в духе сотрудничества, заранее зная, что это не приведет к результату. Будем надеяться, что расследование разберется, и безнаказанность наступит и в отношении тех, кто сбивал самолет, и тех, кто направлял его в зону военных действий,
— сказал он.
Российский МИД при этом настаивает, что "Российская Федерация, всячески стремилась предотвратить раскол в СБ ООН и перевести вопрос в русло, но не считала возможным пропустить навязываемое Совету Безопасности политизированное решение". Там также сообщили, что Россией был подготовлен собственный проект резолюции, который в российском внешнеполитическом ведомстве, на всякий случай, никому не показывают.
Решение России стало оскорблением для всех стран, граждане которых стали жертвами теракта. Но никак не повлияло на их решимость установить и наказать виновных.
Министр иностранных дел Нидерландов Берт Кундерс отметил, что его страна, Малайзия, Австралия, Бельгия и Украина продолжат работу для поиска механизмов по наказанию виновных в катастрофе самолета Малазийских авиалиний MH17. Он также отметил, что Нидерланды (гражданство которых имело подавляющее большинство погибших пассажиров самолета) не успокоятся, пока не будут установлены все факты и правосудие не восторжествует. Министр выразил надежду, что мировое сообщество продолжит сотрудничество по привлечению к ответственности всех виновных.
Читайте также: Сбитый Boeиng-777 в цифрах (Инфографика)
С политической точки зрения — вето стало признанием России собственной вины. Как пояснил сайту "24" президент комитета Совета Европы по предотвращению пыток и бесчеловечного обращения Николай Гнатовский, Россия была поставлена перед выбором из двух неудовлетворительных вариантов: либо доказать всему миру, что у нее есть основания опасаться трибунала, или согласиться на суд, а он привел бы к ответственности высших должностных лиц.
"Второй вариант был менее приемлемым, поэтому они вынуждены были пойти на огромные дополнительные репутационные потери", — сказал он.
Читайте также: На террористе шапка горит: Украина отреагировала на провал трибунала
С точки зрения международного права — теперь открывается определенное место для маневра в выборе способа установления и наказания виновных в гибели пассажиров сбитого самолета.
Наиболее обсуждаемый вариант развития событий — решение Генеральной ассамблеи ООН в поддержку создания трибунала. В этом случае Россия уже не будет иметь права вето. Здесь во время голосования одно государство имеет один голос, который не считается более ценным других. Для принятия решения нужно будет собрать две трети голосов. Это будет сложно, особенно, если учесть, что Россия, очевидно, приложит немало усилий, чтобы заблокировать решение. Но это вполне реально, особенно, если вспомнить, как Генеральная ассамблея ООН в марте прошлого года приняла резолюцию о территориальной целостности Украины.
Такой вариант возможен, это будет новеллой в международном праве. Хотя, опять же, Совет безопасности имеет право требовать сотрудничества с трибуналом от государств. Резолюции Совбеза обязательны, резолюции Генассамблеи — нет. То есть, они не имеют такой юридической силы,
— пояснил Гнатовский.
Второй вариант развития событий, по его словам, — создание трибунала соглашением между заинтересованными государствами. Например, теми пятью государствами, которые подали проект резолюции. Такой суд будет напоминать Нюрнбергский трибунал, который был создан соглашением четырех государств. Но он также не будет иметь авторитет международной организации и сторонние государства (в том числе и Россия) не будут обязаны с ним сотрудничать без дополнительных решений того же Совета безопасности ООН.
Еще один вариант, который может быть совмещен с первым или вторым вариантом — гибридный суд, который сочетает в себе черты национального суда одного или нескольких государств, и международного суда. Этот вариант может быть реализован путем соглашения ООН с одним или несколькими государствами, которые заинтересованы в трибунале. В конце концов, могут быть изобретены какие-то новые формы. В конце концов, суды и создаются в новаторский способ. Это тоже вероятный вариант, — отметил президент комитета Совета Европы по предотвращению пыток и бесчеловечного обращения.
В любом случае, установления виновных в гибели 289 людей и их наказание — неизбежны. Независимо от желаний России. Это лишь вопрос времени. Его, очевидно, понадобится немало. Но, как пояснил председатель правления фонда "Майдан иностранных дел" Богдан Яременко, "когда речь заходит о сложных международных процессах или ситуациях не стоит наивно полагать, что они могут быть решены одним наскоком".
Поэтому запасаемся терпением и наблюдаем, как против России ужесточаются санкции, углубляется ее изоляция и как она сама разрушает собственный имидж. Собственно, каждый из перечисленных вариантов минимально будет иметь именно такие последствия.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Владимир Горбач, политический аналитик Института Евроатлантического сотрудничества:
Далее есть два варианта развития событий, которые могут произойти одновременно. Это голосование, с одной стороны очередным свидетельством бессилия Совбеза ООН при праве вето одного из агрессоров. Это означает, что открывается достаточно длинная перспектива реформы ООН, которая и так идет, но безуспешно. Эта ситуация может стать последним толчком для того, чтобы уже в сентябре заняться этим вопросом.
Второй вариант — развитие самого уголовного процесса по жертвам сбитого Boeing 777. В сентябре на Генассамблее можно голосовать это на общем заседании двумя третями голосов. Это будет немножко другой, но все равно ООН-овский суд.
Можно пойти более быстрым путем и поручить это расследование Нидерландам. Прокуратура этой страны координирует сейчас следствие, Нидерланды могут рассмотреть это дело в своем национальном суде. В голландском суде есть палата по международным делам, которая может рассмотреть это уголовное дело, установить виновных и вынести соответствующие приговоры. Это будет юридическое закрепление вины России в сбитом самолете, в присутствии на востоке Украины и так далее. Это повлечет за собой дальнейшие санкции, изоляцию и ускорит российское поражение.
Сергей Солодкий, эксперт Института мировой политики:
Думаю, что ни у кого не было сомнений, даже у инициаторов этой резолюции, в том, что Россия ее ветирует. Это было предсказуемо. Но это рассмотрение в Совбезе ООН было необходимо, чтобы показать: страны сделали все возможное для создания трибунала уже сейчас. Он был нужен, чтобы показать, как на воре горит шапка. Я более чем уверен, что ведущие разведывательные службы точно владеют информацией о том, кто виноват в этой трагедии. На уровне разведданных, по моему мнению, у правительств мира сомнение нет. Россия это так же понимает.
Далее будет длительный процесс. Но теперь трибунал будет не просто по сбитому "Боингу". Это, фактически, будет трибунал относительно всей агрессии, которую оказывала Российская Федерация в последние полтора года против Украины. Речь идет не только о 298 людей, а о тысячах погибших через российское оружие, российских воинов, российскую пропаганду.
Могут быть реализованы различные механизмы. Это может быть и упоминавшееся многими голосования на Генеральной ассамблее ООН. Это может быть и создание трибунала странами, которые причастны к созданию резолюции, которая рассматривалась ночью в Совете безопасности ООН. Это может быть национальный суд той же Голландии. Нынешняя Россия может не признавать их юрисдикцию, но через лет пять, десять новая власть ее признает. Такие прецеденты в истории уже были.
Это займет время, к этому надо быть готовыми. Россия так просто не будет сдаваться. Но здесь уже многое будет зависеть даже не от внешних актеров, а от граждан этой страны.