О саммите Украина – ЕС, угрозе потерять безвиз и будущем Соглашения об ассоциации – читайте в интервью программы "Министры в галстуках и без" с Ольгой Стефанишиной на 24 канале.
Читайте также Зеленский: курс Украины в ЕС сейчас еще актуальнее, чем раньше
О предстоящем саммите Украина – ЕС
Несмотря на пандемию и то, что почти все границы закрыты, у вас немало работы. Мы встречаемся буквально накануне саммита Украина – ЕС. С чем Украина едет туда, чем сможет похвастаться перед западными партнерами?
Сейчас много вопросов можно обсуждать в онлайн-режиме, это ускоряет работу. А в Брюссель мы везем итоги годовой работы. Это не только прогресс за последние месяцы, но и все, что было сделано за год. Вспомним начало работы Рады и то, как она сейчас планирует свою деятельность. В контексте принятия евроинтеграционных законов – это был один из самых успешных годов выполнения Соглашения об ассоциации.
Что нам удалось?
Удалось принять изменения в законодательство, которые годами, даже несколькими созывами парламента, не принимались. Прежде всего – это изменения в отношении таможенной реформы. Изменения в законодательство о таможенных е-декларациях, о внедрении статуса уполномоченного экономического оператора.
Это фактически создание условий прозрачной работы таможни, интеграции таможенных систем Украины и ЕС. Следовательно, это прозрачность, уменьшение коррупционных рисков и принятие Украины в семью таможенного пространства ЕС. Это очень важные изменения.
В повестке дня уже на этой пленарной неделе стоит несколько важных законопроектов о создании новых экономических рынков. Эти законы создают условия для равного, свободного, конкурентного рынка для каждой из сфер. Это создание рабочих мест, прозрачность, доверие к государству, конкуренция, и соответственно – рост экономических показателей в стране.
Ольга Стефанишина рассказала о саммите Украина – ЕС / Фото 24 канала
А с чем мы планируем вернуться из Брюсселя?
На таких заседаниях принято подводить итоги годовой работы. Конечно, это будет сделано. Президент неоднократно заявлял, что достаточно серьезно относится к этому мероприятию. Учитывая то, что мы подводим итоги еще и 5-летнего периода выполнения Соглашения об ассоциации, мы обязаны определить приоритеты нашего сотрудничества.
Что предусматривает Соглашение об ассоциации с ЕС?
Оно не гарантирует будущего вступления Украины в Евросоюз, но включает другие важные нормы. Его первые 3 раздела касаются общих принципов ассоциации Украины и ЕС – там указаны реформы, цель которых сблизить внешнюю политику сторон.
Одной из важнейших деталей Соглашения является положение о создании Зоны свободной экономической торговли. Зона предусматривает уменьшение или устранение тарифов (ввозных пошлин) при торговле. Это упростит таможенные процедуры и улучшит экономику Украины.
Украина задекларировала готовность двигаться в направлении прогрессивных трансформаций. Но это надо закрепить на высоком политическом уровне, поскольку мы уже вышли из формата выполнения "домашнего задания". Мы продемонстрировали готовность к тому, чтобы быть полноправными партнерами ЕС.
Соглашение об ассоциации с ЕС было подписано больше 5 лет назад. Сейчас говорят о том, что нужно его пересмотреть, в частности вопрос квот. Как это будет происходить дальше?
Соглашение подписывается с пониманием того, что периодически его нужно обновлять. В украинском случае такое обновление назрело. За 2 года после функционирования зоны свободной торговли ЕС стал основным торговым партнером Украины. Это значит, что уже с начала действий свободной торговли мы перепрыгнули эти уступки, которые были заложены в соглашении.
Соглашение дало толчок для развития целых новых сфер внешней торговли для Украины, прежде всего – пищевой продукции. За этот период мы увидели, что есть и ряд торговых барьеров. Это вопрос логистики, доставки нашей продукции и ограничений, которые есть на границах. Также надо синхронизировать таможенные процедуры, получить доступ к внутреннему рынку ЕС. Со своей стороны Украина готова к этому. У нас есть все необходимые юридические процедуры, желания и предложения. Для нас важно, чтобы Европейский Союз на практике демонстрировал такую преданность в исполнении соглашения.
Ольга Стефанишина дала эксклюзивное интервью / Фото 24 канала
Когда речь идет о ЕС, украинцев волнует один вопрос – когда мы станем членами ЕС? Когда это может произойти? И нужно ли это нам сейчас?
Начало выполнения Соглашения об ассоциации обеими сторонами (и Украины, и ЕС) существенно ускорит наше движение к членству в Европейском Союзе. Как только соглашение заработает в полную силу (имею в виду обновление условий торговли, получения Украиной полного доступа на рынок ЕС), тогда действительно экономически Украина будет готова. Возможно, Украина станет предметом оценки на предмет соответствия Копенгагенским критериям. Но важно говорить, что Украина также должна стать частью политической семьи стран ЕС. И я вижу, что прогресс в этом тоже есть.
По вашему мнению, сколько времени нам нужно, чтобы действительно быть готовыми к такому шагу?
Независимо от того, какие временные рамки устанавливал бы Европейский Союз, Украина может адаптироваться даже в очень короткие временные рамки. Если мы смогли изменить направление торговли за 2 года, поверьте, членом ЕС мы сможем стать, как только будет такая возможность.
О высказываниях Борреля
Важный европейский дипломат говорил, что Украина не должна воспринимать Европу как банкомат. Как с дипломатического языка понять, что он имел в виду? И что дальше ожидать от Европы и от помощи наших партнеров?
Такую формулировку трудно назвать дипломатической. Мы категорически не воспринимаем такое позиционирование. Очевидно, говорилось о призыве, который мы достаточно часто слышим от Европейского Союза – о том, что нельзя замедлять темп реформ. Всеми своими действиями – начиная от утверждения стратегии национальной безопасности, заканчивая правительственным планом действий, а также повесткой дня, даже пленарной сессии парламента в этом месяце – мы демонстрируем такую преданность. Я уверена, что это не остается незамеченным нашими европейскими партнерами.
В контексте тезисов, с которыми вы апеллируете, я очень критически воспринимаю такие формулировки. Потому что вижу большой прогресс и большую работу, которая сделана в Украине. Те трансформации, проведенные в стране за считанные годы, – это изменения, к которым страны шли десятилетиями.
Очень странно слышать от европейских коллег такие ожидания, вроде есть какая-то волшебная палочка, по взмаху которой один человек или чудо сделает страну процветающей. Есть иногда действительно определенные беспокойства, но я совсем не воспринимаю аргумент о том, что можно не замечать те исторические изменения, которые происходят или произошли в стране. По меньшей мере, это – несправедливо.
Владимир Зеленский и Хосеп Боррель / Фото Офиса Президента
Об угрозе потерять безвиз
А можете успокоить, что не стоит волноваться о том, что у нас могут забрать безвиз? Все об этом говорят, волнуются, но никто не знает, что будет дальше.
Нет никаких технических процедур или юридических оснований того, чтобы Украина была под угрозой пересмотра условий безвизовых поездок. Но вопрос безвиза – это, конечно, вопрос доверия. Мы слышали предостережение европейской стороны. Но надо не забывать и обращать внимание на публичные заявления, которые были и от Офиса Президента и членов парламента. Да, есть обеспокоенность в отношении определенных решений, но надо смотреть на прозрачные конкурсные процедуры, которые сейчас вводятся. Я думаю, что рано говорить об обеспокоенности.
Кроме того, действительно, нельзя игнорировать факт, что решения Конституционного суда в отношении антикоррупционных институтов создают определенное напряжение. Сегодня у нас есть обязательство внести изменения в законодательство об антикоррупционных институциях. Однозначно, что такие изменения еще не были внесены, они нарабатываются. Международное сообщество может присоединиться к этому процессу. Конечно, есть определенные опасения, но рано критиковать эти события.
О сотрудничестве с НАТО
Вы также заниметесь вопросом НАТО. Насколько я понимаю, есть сдвиги в этом вопросе. Недавно Владимир Зеленский подписал стратегию Национальной политики безопасности, в которой как раз шла речь о НАТО. Какие у нас перспективы? И вообще, что нам дает этот документ?
Евроатлантическая интеграция – это достаточно закрытый процесс. Потому что говорится и о стандартах НАТО в секторе обороны и безопасности, и о взаимодействии с соответствующими структурами НАТО. Но публичные элементы позволяют проследить системность и последовательность в этом движении. Во-первых, в 2020 году президент утвердил годовую национальную программу "Украина – НАТО".
Это, фактически, украинский аналог плана действий относительно членства – по форме и содержанию. После этого Украина получила статус партнера расширенных возможностей, что позволяет нашим военным подразделениям, службам разведки и вообще всем институтам, которые вовлечены в вопросы евроатлантической интеграции, теснее взаимодействовать со странами Альянса.
Интересно В США хотят, чтобы Украина немедленно стала членом НАТО
После этого президент утвердил новый состав и положение о Комиссии по вопросам координации евроатлантической интеграции. Это орган, который обеспечивает ежемесячное взаимодействие по всем вопросам относительно движения членства в НАТО. И недавно президент утвердил Стратегию национальной безопасности, где уже подробнее определяются задачи по движению в направлении членства в НАТО.
Сегодня взаимодействие с Альянсом находится на очень высоком уровне. Мы считаем, что одним из элементов, в которых Украина может быть большим контрибьютором в безопасность на Североатлантическом пространстве, будет обеспечение безопасности в Черном море.
А также развитие стойкости систем в противодействии гибридным угрозам, в которых Украина, к сожалению, в связи с российской агрессией, стала экспертом. Поэтому с украинской стороны это движение является последовательным. И мы надеемся, что в новой стратегии НАТО до 2030 года, которая формируется сейчас, этот прогресс и эта последовательность будут отмечены. И украинское желание присоединиться к семье стран Североатлантического альянса тоже будет показано.
О кресле в Кабмине и личной жизни
Могли бы вы когда-то подумать, что окажетесь на такой должности?
Нет, не могла бы. Я привыкла все планировать. Дважды в жизни я окончательно завершала свою карьеру на государственной службе. Я достаточно много сделала, по моему мнению, на предыдущей своей должности. Подготовила переходную книгу. Думаю: "Ну все, есть что делать, есть хорошая платформа и наработки. Я, пожалуй, немного больше времени буду уделять себе, бизнесу, детям. И вообще, надо отдохнуть и потом где-то через 20 – 30 лет вернусь в политику". Но обстоятельства сложились по-другому.
Вас волнуют вопросы гендерного равенства. Насколько сложно быть женщиной в правительстве?
Сложно быть женщиной в правительстве разве в бытовом плане. Потому что работа чиновника начинается довольно рано, по понедельникам в 8:00 у нас проходят совещания. Это означает, что до 7:00 я еще не вице-премьер, а мама 2 детей, которые собираются в школу и садик.
Но в контексте профессионализма и профессионального подхода я не чувствую каких-либо особенностей. Более того, считаю, что ключевым является то, чтобы женская компетенция балансировала с мужской. Вопрос гендерного равенства – это не то, как женщина интегрирует себя в мужской мир. Это о балансе, о настоящем равенстве. Я чувствую сейчас этот баланс в правительстве, хотя женщин там не так много.
Ольга Стефанишина рассказала, каково это – быть женщиной в украинском правительстве / Фото 24 канала
Как вы проводите свободное время, которого сейчас, наверное, не очень много?
Все мои выходные в течение последних 4 месяцев были посвящены только детям. Ведь они меня не видят фактически. Они очень любят активный отдых, как и я. Мы катаемся на велосипедах, гуляем, встречаемся с друзьями. У нас очень большая компания друзей и родственников.
А путешествовать вы любите?
Очень люблю. Но я открыла в себе эту любовь, когда ушла из государственного сектора. Я планировала с детьми поехать в Диснейленд, у меня как раз живет сестра сейчас в Париже. Затем я должна была поехать в Баку, где мои друзья живут. И я поняла, что напланировала очень много путешествий. И вдруг осознала, что у меня просто появилась такая возможность, у меня не было командировок.
В детстве вы мечтали стать артисткой, актрисой, певицей.
Действительно, это был переходный возраст. Это были ссоры с родителями, которые хотели, чтобы я поступила в какое-то серьезное учебное заведение и не мечтала об актерской профессии, которую я считала очень важной и сложной. И действительно я считала, что только очень талантливые люди могут обучаться такой профессии. Перевесило желание родителей, я им очень за это благодарна.