Система Full-Self Driving от компании Tesla предлагает пользователям возможность управления движением автомобиля с помощью автопилота. Технология эта постоянно совершенствуется, однако это не значит, что она лишена недостатков и багов.
Интересно С заботой об окружающей среде: как Samsung помогает утилизировать старые смартфоны
Что думает Илон Маск
Илон Маск встретился с главным редактором и генеральным директором Time Эдвардом Фельсенталем, чтобы рассказать о своей работе, в том числе о повышенном внимании к авариям, вызванных технологиями беспилотного вождения.
Кто-то сказал мне это в самом начале разработки автопилота: даже если вы спасете 90% жизней, родственники 10% людей, которых вы не спасете, подадут на вас в суд,
– говорит Илон Маск.
Некоторые водители действительно подают в суд на Tesla из-за аварий со смертельным исходом. Другие настаивают на привлечении производителя к ответственности за якобы введение пользователей в заблуждение и использование обманчивого маркетинга для автопилота. Маск же неоднократно заявлял, что компания никого не обманывает, ведь при активации автопилота водители проходят инструктаж и знают, что должны держать руки на руле, чтобы в случае непредвиденных ситуаций взять управление на себя. Водитель не должен отрываться от дороги, пересаживаться на заднее сиденье и заниматься своими делами. Автопилот, всегда подчеркивает компания, является лишь вспомогательным элементом на дороге, а не полной заменой водителя.
Предприниматель заявил, что возможности беспилотного вождения Tesla улучшаются с каждым месяцем. Однако это одна из тех областей, в которых никто не говорит спасибо за спасенные жизни, но обязательно обвиняет в случае аварий. Почему же так происходит?
Дело в том, что новизна технологии, публичность и популярность компании Tesla и ее гендиректора Илона Маска, а также отклик аудитории, который получают такие новости, приводят к усиленному вниманию к каждому из инцидентов с участием электрокаров производителя. Об этих случаях особенно придирчиво пишут даже тогда, когда авария происходит без участия автопилота – то есть по вине водителя. Проще говоря, если бы одинаковая авария случилась с обычным бензиновым авто и одним из автомобилей Tesla, СМИ скорее обратят внимание и напишут о Tesla. Так же и читатели отдадут свои просмотры новости о Tesla, что создает иллюзию большей опасности технологии автопилота. Однако действительно ли это так?
Что же говорит статистика?
Компания Tesla собирает подробную статистику со своих автомобилей. Когда происходит авария, она получает отчет и может анализировать обстоятельства, при которых произошел инцидент. Кроме того, это позволяет сравнивать статистику вождения с автопилотом и без него.
Представители компании заявляют, что по их наблюдениям даже самый маленький уровень автоматизации сокращает количество аварий, которые случаются из-за некомпетентности, халатности или усталости водителей.
NHTSA в свое время отметили, что после добавления лишь одной функции Autosteer к набору умений автопилота Tesla, количество аварий, достаточно серьезных, чтобы сработали подушки безопасности, снизилось на 40 процентов. Это назвали "фантастическим результатом".
В 2020 году глава отдела искусственного интеллекта в Tesla заявил, что начиная с момента первой смертельной аварии в 2016 году электромобили компании проехали на автопилоте в общей сложности почти пять миллиардов километров. Под его управлением машины Tesla более 200 тысяч раз успешно перестраивались с полосы в полосу и сотни раз в день предотвращали столкновения с пешеходами.
Причины аварий
Что касается аварий со смертельным исходом, то компания склоняется к тому, что в них виноват человеческий фактор.
- Так, перед аварией 2018 года, когда Tesla въехала в бетонный разделитель, руки водителя не находились на руле. Следствие установило, что водитель, скорее всего, во время поездки играл на своем iPhone.
- Легкомыслие проявил и первый погибший владелец Tesla в 2016 году. Расследование показало, что водитель упорно игнорировал предупреждение Tesla о необходимости держать руки на руле. За 37 минут поездки в режиме автопилота водитель держал руль только 25 секунд.
Tesla предусмотрела систему мониторинга водителя, которая проверяет, находится ли водитель на месте, держит ли руль руками, следит ли за дорогой и не увлекся ли смартфоном. Но эксперты и критики сомневаются в эффективности этих систем. Ведь пользователи неоднократно обманывали проверку многими способами.
В 2020 году американский блогер снял ролик, на котором он спит на заднем сидении автомобиля, пока тот едет на автопилоте:
видео
Стоит отметить, что можно вдоволь найти историй как о смерти с включенным автопилотом, так и о том, как он спасал человеческие жизни. Вот лишь несколько, о которых писал 24 канал.
Аварии с участием Tesla:
- Tesla попала в аварию по вине автопилота, который не передал управление водителю.
- Tesla Model 3 на автопилоте попала в аварию: двое пассажиров сгорели.
- Tesla Model 3 на автопилоте врезалась в патрульное авто.
Tesla спасает жизни:
- Пьяный водитель заснул за рулем Tesla: автопилот его спас, но не от ареста.
- Роды на автопилоте: женщина родила в электромобиле Tesla, пока тот самостоятельно ехал в больницу.
- Автопилот электрокара спас водителю жизнь, довезя до больницы.
Читайте также: Итоги года: важнейшие события мира технологий в 2021 году
О чем же говорил Маск
Какой же вывод можно сделать? Автопилот, безусловно, далек от идеала. Компании Tesla еще предстоит провести значительную работу над ним, ведь новые ошибки и баги обнаруживаются постоянно. Однако уже сейчас эта технология способна спасать жизни, если сами водители не будут пренебрегать рекомендациями производителя. Система FSD не является полной заменой водителя, а призвана лишь помочь улучшить безопасность и опыт вождения.
Возвращаясь к Илону Маску и его интервью главному редактору Time, становится понятно, что именно имел в виду предприниматель: люди склонны замечать лишь недостатки (аварии), однако совершенно не обращают внимания на достижения и спасенные жизни. Автопилот не способен полностью ликвидировать аварии, однако люди именно этого от него и ожидают.