Большая часть тогдашней жизни была сосредоточена в океанах. Они были богаты такими фантастическими существами, как панцирные трилобиты, метровые креветки и черви с огромными шипами.

Смотрите также В древней окаменелости трилобита можно до сих пор увидеть его последнюю пищу

Причина вымирания

В течение многих лет преобладало мнение, что это внезапное вымирание было вызвано, прежде всего, резким уменьшением содержания кислорода. Одна из теорий заключается в том, что это было спровоцировано внезапным взрывом кембрийской жизни, которая покрыла морское дно разлагающимися органическими веществами. Кроме того, огромное количество животных и растений умирало и разлагалось, высасывая огромное количество кислорода из воды, которая в свою очередь не успевала его восстанавливать.

Но исследование, недавно опубликованное в журнале Geophysical Research Letters, предполагает, что эта волна смерти могла быть вызвана выбросом сероводорода, химического газа, который просто задушил жизнь в море.

Это химическое вещество является смертельным для всех морских животных. Ни одно животное не может выжить в такой среде в течение длительного времени,
– говорит соавтор исследования Чао Чанг, геохимик из Северо-Западного университета в Сиане, Китай.

Ключи к этому вымиранию обнаружены в кембрийском геологическом формировании платформы Янцзы, огромного плато на юге Китая, которое когда-то лежало под водой. Вывод был сделан по содержанию молибдена: он долговечен и его концентрация в отложениях различается в зависимости от химического состава окружающей воды.

Образцы периода массового вымирания содержали высокий уровень молибдена. Это свидетельствует, что в воде мог быть сероводород, поскольку молибден "может соединяться с серой, образуя нерастворимые соединения", которые затем оседают в отложениях, говорит Чанг. Это происходит гораздо быстрее в сульфидных водах, чем в обычных, "особенно когда концентрация сероводорода находится на высоком уровне". Другими словами, более высокие концентрации молибдена могут коррелировать с большим количеством сероводорода в море.

Что спровоцировало это токсичное распространение

На нынешнем этапе никто не может точно сказать, что вызвало расширение сульфидных вод, но есть гипотеза. Поскольку микробы питались разлагающимся материалом, они также поглощали сульфат, который естественно содержится в морской воде. В этом процессе растущая популяция микробов могла превратить сульфаты в побочный продукт — сероводород. Он наполнял воду, спровоцировав токсичную волну.

Хотя исследователи взяли образцы лишь на территории современного Китая, они считают, что это токсичное распространение произошло в глобальном масштабе. Ученые говорят, что подобные исследования помогают составить представление о границах пригодности для жизни на Земле.