Однако новые исторические данные свидетельствуют, что он на самом деле грабил могилы, похищая части человеческих тел и отправляя их в европейские университеты, а также убивал тасманийских тигров (талацинов), которые уже тогда находились на грани вымирания. Олпорт, как оказалось, был "неподготовленным юристом, который торговал похищенными останками аборигенов вместе со шкурами тасманийских тигров ради научного престижа".

Смотрите также У школы в Шотландии 32 года находили древнеегипетские артефакты: как они туда попали.

Волк в овечьей шкуре

Мортон Олпорт родился в Англии в XIX веке, но долгое время жил в столице Тасмании Хобарте. Его деятельность, которая включала в себя осквернение трупа аборигена с целью сбора доказательств для псевдонаучных теорий о превосходстве белой расы, совпала с геноцидом против местных коренных жителей острова и истреблением тасманийских тигров, которые окончательно вымерли в 1936 году.

Портрет Мортона Олпорта, зроблений у 1854 році
Портрет Мортона Олпорта, сделанный в 1854 году / Фото Библиотека Олпорта и Музей изобразительных искусств, Государственная библиотека Тасмании.

Исследование, основанное на архивных письмах Олпорта, найденных в Государственной библиотеке Тасмании, было опубликовано 29 ноября в журнале Archives of Natural History.

Теперь мы видим, что Олпорт прислал в Европу больше образцов тилацинов, чем кто-либо другой. Он также с гордостью называет себя единственным человеком, который посылал скелеты тасманийских аборигенов в европейские институты. Фактически каждый попавший в Европу скелет тасманийца был отправлен Олпортом,
– говорит Джек Эшби, ассистент директора Университетского музея зоологии Кембриджского университета.

Когда британские колонисты основали первые европейские поселения на Тасмании (ныне штат в Австралии) в 1803 году, коренное аборигенное население острова насчитывало от 5 000 до 10 000 человек. Однако к 1876 году, после нескольких последовательных кампаний насилия, убийств и принудительного переселения при прямой поддержке тогдашнего британского государства через систему вознаграждений, выжили только похищенные колонизаторами женщины, многие из которых подверглись пыткам, принуждению к принудительному труду и изнасилованиям.

Систематическое убийство коренного населения Тасмании, которое современные ученые называют геноцидом, совпало с охотой на тилацинов, обитавших на острове. Характерное полосатое сумчатое млекопитающее, которое когда-то обитало по всей Австралии, а впоследствии стало эндемиком только Тасмании, было истреблено британскими поселенцами, которые видели в нем угрозу для своих овечьих ферм.

По мере того как численность коренных народов и тилацинов уменьшалась по всей Тасмании, спрос на "образцы" обоих стремительно возрастал. Исследуя корреспонденцию Олпорта, Джек Эшби выяснил, что в общей сложности Олпорт отправил в Европу пять скелетов тасманийских аборигенов и 20 шкурок тилацинов. Оказавшись там, образцы изучали натуралисты, стремившиеся сделать псевдонаучные выводы об эволюционной "неполноценности" как тилацинов, так и аборигенов.

Тилацинов рассматривали как вредителей в собственной среде, а также описывали так же, как и аборигенов – "примитивными", "тупыми" и эволюционно плохо приспособленными. И тех, и других фактически обвиняли в том, что с ними происходило, — в геноциде и вымирании, что освобождало колонистов от того, что они их расстреливали или собирали и вывозили с островов,
– комментирует ученый.

Самый позорный случай ограбления могилы Олпортом произошел, когда в 1869 году умер Уильям Ланне, которого ошибочно считали последним коренным тасманийцем мужского пола. Ланне был желанным "экземпляром", и Олпорт вступил в ожесточенную борьбу с другим колонистом (врачом Уильямом Кроутером, который впоследствии стал премьер-министром Тасмании), чтобы получить останки Ланне.

Результатом стало вопиющее преступление: Кроутер и его сын пробрались в больничный морг, отрезали голову Ланне и заменили на череп мертвого белого мужчины. Прибыв позже на окровавленное место, Олпорт приказал отрезать ноги и руки Ланне, чтобы Кроутер не смог получить полный скелет. То, что осталось от трупа, было похоронено в тот же день, но позже тело выкопали и похитили. Позже в одном из своих частных писем Олпорт признается, что тело было в его владении.

Череп Ланне так никогда и не был официально идентифицирован. Предположительно, его в Британию привез сын Кроутера. Почти все идентифицированные останки аборигенов, которые Олпорт отправил в музейные коллекции, были репатриированы и похоронены, за исключением скелета, взятого из могилы на острове Флиндерс, который до сих пор хранится в Королевском бельгийском институте естественных наук (RBINS).

По словам Эшби, его исследование не только освещает ужасы колониализма, но и показывает, что музейные зоологические коллекции так же важны для социальной истории, как и для научных данных.

"Понимание того, почему и как были собраны животные, включая основные политические и социальные мотивации, является ключевым для понимания и преодоления некоторых социальных неравенств, которые существуют сегодня", – сказала Ребекка Килнер, директор Музея зоологии Кембриджского университета.