Украинским производителям нужно не только завоевать расположение потребителей. Важно также убедить их в высоком качестве своей продукции. Но удается ли это сделать отечественным брендам разбирался 24 Канал.

Читайте также В Украине продолжат расти цены: в НБУ объяснили причины: в НБУ объяснили причины

Потребительский патриотизм – новая экономическая сила?

Сейчас поддержка украинского производителя превратилась в дело принципа. И если раньше это было скорее вопросом удобства или цены, то сегодня – это часть активной гражданской позиции.

По данным Gradus Research, более 78% украинцев сознательно выбирают товары отечественного производства. И это устойчивый выбор миллионов граждан Украины.

Это все конвертируется в растущую приверженность к украинским брендам перед иностранными. Если в декабре 2022 года тренд только набирал обороты, и о покупке товаров/услуг украинских производителей заявляли 69% опрошенных, то сейчас доля таких выросла до 78%,
– отмечается в исследовании.

Украинские производители становятся все популярнее / Фото Shutterstock

Вместе с этим, общественный запрос на поддержку национального производителя охватывает все больше сегментов. И если раньше это касалось преимущественно пищевых товаров, то сегодня локальные бренды уверенно конкурируют в таких сферах:

  • Бытовая химия. Польские и немецкие марки постепенно уступают украинским. Говорится не только о цене, но и о росте доверия к качеству отечественных средств.
  • Косметика. Все больше украинских брендов предлагают натуральные формулы, прозрачное производство и эффективность, которую уже не нужно доказывать.
  • Одежда. Доля локального на рынке моды почти удвоилась с 2021 года.
  • Техника и электроника. Особенно показателен тренд среди малого бизнеса: от выбора украинских POS-систем, LED-освещения до разработанного в Украине программного обеспечения.
  • Алкоголь. Украинские производители прочно закрепились в сегменте водки, крафтовых настоек и пива, предлагая потребителям качество и аутентичность, что все больше ценится на фоне роста поддержки местного производства.

Анализируя ключевые изменения в поведении украинских потребителей, четко просматривается сознательное намерение граждан поддержать страну и экономику, выбрав товары локальных брендов,
– объясняется в исследовании.

Более того, данные говорят сами за себя:

  • 86% опрошенных покупают украинские бренды для повседневного потребления, а только 16% выбирают международные;
  • потребительское поведение все больше определяется гражданской позицией, а не только рациональными критериями.

К слову, McKinsey & Co фиксируют еще один тренд: потребители готовы платить немного больше, чтобы поддержать национального производителя, если уверены в качестве.

Украинцы готовы переплатить, но выбрать отечественного производителя / Фото Shutterstock

Также из-за проблем с логистикой и роста стоимости импорта все больше потребителей выбирают отечественный товар.

Как Hetman формирует новую эстетику украинского потребления водки?

Одним из примеров таких национальных производителей является водка Hetman – бренд с более чем 20-летней историей, создан во Львове. Его производство сочетает украинское водочное ремесло с инновационными подходами, что позволяет сохранять связь с традициями и соответствовать самым высоким стандартам качества.

Сегодня Hetman представлен в более чем 50 странах мира: от Европы до Азии, оставаясь при этом верным собственным корням. В основе производства – простые, но принципиальные подходы:

  • использование натуральных ингредиентов без искусственных усилителей вкуса;
  • родниковая вода из Карпат, которую ежедневно доставляют на производство и контролируют по минеральному составу;
  • технология структуризации спирта, что смягчает вкус и обеспечивает чистое послевкусие без резкой жгучести;
  • фильтрация через горный хрусталь вместо традиционного песка для особой прозрачности и деликатного баланса.

Этот подход позволил бренду отличиться в конкурентной среде. Особенно в условиях, когда покупатель все больше обращает внимание на происхождение, прозрачность и историю продукта.

В то же время Hetman не просто соответствует этим критериям, а также формирует новую эстетику потребления украинского продукта. А уже осенью бренд запустит новые вкусовые позиции с инновационными рецептами, сочетающие украинские ингредиенты с мировыми трендами.

Вытесняют ли украинские бренды импортные?

Еще недавно полки украинских магазинов пестрели импортными этикетками, особенно в сегменте крепкого алкоголя. Но уже с 2023 года этот тренд начал активно меняться меняться: украинские производители не только начали возвращать себе рынок, но и уверенно задают новые стандарты.

Продажи алкогольной продукции в Украине начали расти / Фото Shutterstock

Обновленная визуальная идентичность, креативные вкусы, прозрачное происхождение сырья, чистый состав и крафтовые технологии – именно это все чаще определяет выбор покупателя. И если раньше качество в основном ассоциировали с импортом, то сейчас украинский производитель собой олицетворяет традиционность и ответственность.

Аналитика Euromonitor показывает, что после войны продажи алкоголя в Украине начали восстанавливаться, хотя еще не достигли довоенного уровня:

  • больше всего растут продажи крепкого алкоголя, прежде всего водки;
  • в то же время популярность пива, наоборот, несколько снижается;
  • импортные категории, например виски, джин и ром, тоже постепенно восстанавливают позиции благодаря барной культуре и рекламным кампаниям.

В то же время по данным аналитиков TradeEconomy, импорт алкогольных напитков в Украину в 2023 году достиг 718 миллионов долларов, а это на 46% больше, чем в 2022 году. В то же время экспорт украинского алкоголя вырос на 36% и составил 282 миллиона долларов.

Интересно! Наибольшая доля импорта это спиртные напитки с содержанием алкоголя до 80% (45%), вина (25%) и пиво (10%).

Это означает, что такая тенденция – не просто кратковременный всплеск популярности, а серьезное и длительное изменение в отрасли.

Так что же побеждает – свое или импортное?

Все это доказывает: украинские бренды имеют не только шанс, но и реальные предпосылки стать новыми маркерами качества для отечественного и международного потребителя. Сегодня украинское – это не просто альтернатива импорту, а трендовый и качественный выбор, соответствующий духу времени.

Украинские бренды перестали быть "запасным вариантом": они все чаще задают свои стандарты и уверенно конкурируют на рынке. А выбор покупателей в пользу отечественного продукта – это уже не только о символической поддержке, а о новой и устойчивой покупательской культуре.