Россия быстро нашла способ, как обойти ограничения и продолжить зарабатывать на нефти, несмотря на ограничение цен и запрет импорта. Она создала огромный флот из устаревших судов, которые тайно транспортируют топливо на отдаленные рынки, передает 24 Канал со ссылкой на NYT.
Смотрите также 500 миллионов для Орбана: ЕС разморозит средства за поддержку санкций против России
Какие последствия имеют санкции Запада против России?
Стремительное расширение "теневого флота" имеет серьезные и потенциально долговременные последствия. Ненадежные суда представляют серьезную экологическую угрозу, а также способствуют формированию большой нелегальной экономики морских перевозок, которая может сохраниться даже после завершения войны. Это создает возможность для стран – таких как Россия и Иран – продолжать нарушать международные правила, поставляя нефть в такие государства, как Китай и Индия.
По словам эксперта по морской безопасности Яна Ралби, западные "санкции не вывели россиян из бизнеса, они вывели их из легального бизнеса".
Обратите внимание! По данным исследовательской компании S&P Global Market Intelligence, теневой флот сейчас составляет около 17% всех используемых танкеров для перевозки нефти. В начале 2025 года в нем насчитывалось 940 судов, что на 45% больше, чем годом ранее.
До полномасштабного вторжения России в Украину уже существовали суда с сомнительной собственностью и методами перевозок. Но после начала войны они стали значительно более распространенными.
В 2022 году Европа запретила импорт российской нефти морским путем, поэтому Москва вынуждена была искать новые рынки – Индию и Китай. Через длинные маршруты к дальним портам возникла потребность в большем количестве судов.
Россия также стремилась обойти ограничения на цену. Страны "Группы семи", ЕС и Австралия запретили предоставлять страхование и другие услуги, если российская нефть продавалась дороже 60 долларов за баррель. Впоследствии ЕС и Великобритания снизили этот предел еще больше.
В ответ российские суда начали использовать фиктивное страхование или обходиться вообще без него, переходить под флаги третьих стран и подавать ложные координаты, чтобы скрыть происхождение груза.
В результате стало сложнее определить, что нефть происходит из России, что дало покупателям удобную лазейку для отрицания очевидного.
Эти суда стали критически важными для нефтяной экономики России, но одновременно – источником риска масштабной утечки нефти или другой морской катастрофы. По данным S&P, средний возраст судов теневого флота – около 20 лет, тогда как средний возраст общего нефтяного флота – 13 лет.
"Отсутствие страхования в сочетании со старыми судами только увеличивает риск экологической катастрофы", – отмечает Наталья Гозак, руководитель офиса Greenpeace в Украине.
Но экология – не единственная угроза. Подозревается, что некоторые из этих судов занимаются подводным саботажем – повреждают трубопроводы или кабели. Кроме того, теневой флот уменьшил эффективность ценового потолка, отмечается в последнем отчете Счетной палаты США. Это позволяет России и дальше получать прибыль и финансировать войну.
В чем тогда смысл санкции против российской нефти?
Впрочем, сторонники санкций считают, что они не являются ошибкой.
Бен Харрис, бывший представитель Министерства финансов США, отмечает, что санкции, хоть и несовершенные, все равно наносят России ущерб.
Транспортировка нефти в Китай или Индию дорогая, как и содержание теневого флота. По его словам, настоящий вызов, связанный с санкциями, заключается в контроле за их выполнением.
Сейчас страны продолжают вводить дополнительные санкции, чтобы противодействовать теневому флоту.
Санкции – неидеальное решение. Суда теневого флота умело обходят запреты – перегружают нефть в море или часто меняют флаг. Однако, ограничения – это лучше, чем ничего.
Что известно о последних санкциях против России?
- 19 сентября ЕС представил новый пакет санкций против России. Он предусматривает запрет на импорт российского СПГ, снижение предельной цены на нефть до 47,6 доллара и введение ограничений на 118 судов "теневого флота".
- Кроме того, запрещены транзакции в криптовалютах, введены экспортные ограничения для товаров, используемых на поле боя, и санкции против дополнительных банков и компаний, связанных с российскими альтернативными платежными системами.
- Дональд Трамп заявил, что готов ввести санкции против России только, если страны Европы полностью откажутся от покупки российской нефти и введут от 50 до 100-процентного тарифа на товары из Китая и Индии.
Hetman "Дух перемоги" – горілка з характером. Свіжість і прохолода карпатських лісів – у кожному ковтку завдяки джерельній воді, яку щоденно доставляють із Карпат. Саме вона формує чистий і яскравий смак.




