Однако на самом деле очень много случаев, когда женщины успешно управляют бизнесом, который, по мнению обычного человека, может возглавить только мужчина

В Украине есть много успешных предпринимательниц в промышленности, ИТ, финансах, перерабатывающей отрасли.

Среди таких незаурядных женщин в бизнесе на Львовщине – директор компании InSpe Елена Поликарчук. Она пришла в сферу продажи стоматологического оборудования еще студенткой первого курса университета, и уже более 15 лет удерживает свою компанию лидером рынка. Директор InSpe говорит, что ей легко управлять бизнесом, имея драйвовую "жилку" в характере, которая требует постоянно двигаться вперед и совершенствовать компанию, пишет Leopolis.news.

Компания InSpe является представителем узкоспециализированного бизнеса, ведь занимается продажей стоматологических материалов и оборудования. В InSpe работает до ста человек, но процессы идентичны всем крупным компаниям. У компании два офиса в Киеве и центральный – во Львове.

Елена Поликарчук рассказала о том, трудно ли быть женщиной в бизнесе, о своих достижениях и поражениях, а также рассказала, как держать в лидерах на протяжении многих лет компании с ограниченным количеством клиентов.

Женщина в бизнесе

По мнению Елены Поликарчук, в бизнесе не должно быть разделения на мужчин и женщин, а все ограничения разве что в головах каждого из нас. Однако все же в Украине есть много сфер, где женщинам нужна поддержка, чтобы они смогли реализовать свой потенциал и своим умением улучшили рабочие процессы.

Скажем, среди всех владельцев стоматологических компаний в Украине, как и в Союзе импортеров и производителей стоматологической продукции Елена Поликарчук – единственная женщина. Вначале ей пришлось отстаивать свой авторитет и взгляды. Но в конечном итоге имеется плодотворная совместная работа.

Также директор компании считает, что успешный руководитель, неважно мужчина это или женщина, должен не только в совершенстве владеть бизнес-процессами, но и чувствовать компанию.

"Когда я начала управлять бизнесом, в 2004 году, то всегда была на вторых ролях, то есть помощником. Думала, что это очень легко – встречаться с клиентами, пить кофе и вести переговоры. Но когда я села на место директора, мне настолько не понравилась существующая структура и парадигма контроля, что я захотела все изменить. Я делегировала очень много полномочий. Сразу произошел резкий рост компании – в пять раз за два года. В конце концов, как любая компания, которая так стремительно растет, нас ждали трудности. Этот период я ​​называю "долина смерти": компания столкнулась с нехваткой ресурсов. В 2008 году мы были на грани банкротства, так как не хватило средств на рост, который был запланирован. Этот этап мы прошли дорогой ценой – закрытием региональных офисов и аккумуляцией управленческих полномочий в моих руках. К 2013-2014 годам бизнес держался на мне – контроль всех процессов, начиная от цвета скрепок, заканчивая проектами на 5 миллионов. В 2014-2015 годах был важный этап доверия – смогла довериться другим людям, частично делегировать руководящие полномочия и с тех пор компанией управляю не только я, но и моя команда", – рассказала Елена Поликарчук.

Ресурсы – святое

Во время работы в каждой компании бывают взлеты и падения. Не всегда проблемы надо решать самостоятельно. Бывают случаи, когда наиболее эффективно – обратиться за консультацией. InSpe обратилась в Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) после того, как на одной из конференций увидели презентацию программ ЕБРР, которая предусматривает поддержку малого и среднего бизнеса.

Грантовую поддержку малому и среднему бизнесу в Украине ЕБРР предоставляет с 2010 года. В рамках грантовой поддержки ЕБРР помогает малым и средним предприятиям (МСП) привлекать высококвалифицированных местных консультантов и международных экспертов-практиков, способных качественно трансформировать их бизнес, и предоставляет гранты для частичной компенсации оплаты услуг консультантов.

К сожалению, малые и средние предприятия очень часто не имеют достаточной информации о расширении возможностей доступа к кредитованию, грантовых программ, выхода на новые рынки, повышение квалификации для работников и тому подобное.

Собственно для того, чтобы не было таких пробелов, в рамках инициативы ЕС EU4Business при поддержке ЕБРР основана сеть Центров информационной поддержки бизнеса (ЦИПБ) в 15 регионах страны под единым брендом. Благодаря фирменному брендированию их легко найти. Центры информационной поддержки бизнеса активно ведут деятельность, направленную на улучшение осведомленности бизнеса о возможностях, которые существуют для малого и среднего предпринимательства на рынке.

"Был период, когда клиентов стало много, торговых представителей также и важная информация, записанная в записных книжках, терялась. В то время компания развивалась, но требовала систематизации процессов. Нам была необходима внутренняя CRM система (Customer Ralationship Management) – это прикладное программное обеспечение для организаций, предназначенное для автоматизации стратегий взаимодействия с заказчиками. Нужно было сделать немного лучше и внутреннюю коммуникацию. Для того, чтобы собрать важную информацию, обработать и систематизировать, мы написали проект и обратились за поддержкой к ЕБРР. В начале с нами работали консультанты, которые помогли определить, что конкретно нам нужно, а потом – программисты, написавшие под нас программу. Если говорить о результативности программы, она действенна. Общая доходность бизнеса у нас выросла в четыре раза. Я не считаю, что это был результат только этой программы, которая была реализована в рамках инициативы ЕС EU4Business, но дополнительным важным инструментом она, бесспорно, стала", – пояснила Елена Поликарчук.

После внедрения CRM системы каждый из торговых представителей получил планшет, на котором была адаптированная специальная программа и информация уже не терялась. Поскольку в компании основное направление – продажа, то главные инвестиции там направляют на адаптацию этого бизнес-процесса, а все остальные являются вспомогательными.

InSpe имеет имидж интеллектуальной компании с идеальным сервисом, который постоянно совершенствуется. Бесспорно, техническое обеспечение и обучение персонала дают хорошие результаты, однако большое значение в работе имеет мотивация людей.

"Сейчас у меня есть четкое понимание ограниченности ресурса, в частности человеческого. Раньше мне казалось, что можно сделать все и люди, которые с тобой работают, также будут идти к общей цели. Сегодня есть понимание, что должен быть баланс. Ты можешь мотивировать человека, вытянуть его на какой-то результат, но через некоторое время этот человек выгорает и в результате ты теряешь бойца. Все годы люди в моей команде работали в таком сверхритме. Сегодня мы пытаемся это сбалансировать, так как ценим людей и ресурсы. Кроме того, надо уметь не бояться и переживать свои поражения. Потому что в конечном итоге любое поражение ведет к успеху. Это всегда ценный урок.

Большая ошибка руководителей – ожидать, что твой работник всегда будет действовать так, как ты. Часто, получив задание, работник решает его по-своему. Бывало, я боролась с разочарованием. А потом поняла, что если бы человек делал, как я, то он был бы на моем месте в другом бизнесе. Прекрасно, когда человек делает лучше, чем он сделал в предыдущий раз, значит он растет. И теперь я радуюсь такому прогрессу", – говорит Елена Поликарчук.

Помогает ли государство?

Как известно, медицинский бизнес имеет налоговую скидку – 7% налога на добавленную стоимость, а не 20%. Однако ежегодно при формировании бюджета власть пугает медиков, что эта скидка будет отменена и эти "волны", по словам Елены Поликарчук, оказывают большое влияние на бизнес.

В Украине есть 20 000 стоматологов, половина из которых до недавнего времени работали в государственных учреждениях. Обычно государственные стоматологи проводили закупки через свои договоренности, а теперь работают тендеры.

"Мы редко участвуем в тендерах, ведь часто решающее решение имеет цена, а нам важно качество и довольные клиенты. Также мы много ресурсов вкладываем в сопутствующий сервис, который делает сотрудничество с нашей компанией комфортным. Но качество, это не всегда самая низкая цена. Сейчас система тендерных закупок "Прозоро" немного уменьшает количество коррупционных моментов, но и этот инструмент не является совершенным", – делится директор InSpe.

Елена Поликарчук также отметила, что стандарты компании достаточно часто превышают потребности клиентов. "К сожалению, рядовой стоматолог готов покупать на черном рынке продукцию, потому что там дешевле, готов пожертвовать сервисом, чтобы сэкономить несколько сотен гривен, купить незарегистрированную продукцию и не ценит качество, которое предоставляет компания. Это самое большое разочарование – неготовность клиентов с высокими стандартами. Но мы с оптимизмом смотрим в будущее. Мы будем и в дальнейшем вкладываться в развитие отрасли и подтягивать своих клиентов и партнеров к высшей планке. Это наша миссия".

InSpe – это сокращение от in spero (лат.), Что в переводе означает "с надеждой". Кроме того, лозунгом компании является "Сделаем стоматолога успешным", поэтому компания продолжает работать в выбранном направлении и фокусе, чтобы успешно реализовать свой лозунг.