Какую образовательную модель надо ввести в Украине, чтобы решить эти два глобальных вопроса? Взять и скопировать уже существующую в другой стране или создать собственную – читайте в эксклюзивной колонке для сайта 24 Канала.
Заметьте Рутина, что спасает: как украинцам держаться среди хаоса и тревог
Нам не хватает уверенности, что мы можем сами это сделать, и понимания, как это сделать. Для этого нужно реализовать лишь несколько системных шагов: осознать цель образования, сформировать правильные шаги и реализовать их, несмотря на сопротивление от "экспертов в образовании", которые точно будут пытаться все оставить так, как есть сейчас, убеждая всех и вся, что только их "реформы", за большие бюджетные и грантовые средства, нужны образованию, стране и украинцам.
Самый главный вопрос в образовании – к чему оно должно готовить ребенка
Очевидный ответ – к жизни. Это, казалось бы, очень простая задача, но на самом деле – сверхсложная. Ведь наша жизнь с каждым не то что годом, а днем, становится все более непредсказуемой. То тут, то там возникают "черные лебеди", а иногда и не только они, но и "твари", значительно хуже этих благородных птиц: россияне, тревоги, эпидемии, финансовые кризисы, риск третьей мировой и ядерной войны.
Все это льется и льется на головы наших детей. А тут еще и школа со своими требованиями, большим количеством предметов, сомнительными с точки зрения практического применения знаниями и большим количеством домашних заданий, которые делают (если делают) иногда дети сами, а иногда вместе с родителями, а иногда и родители вместо детей.
А можно ли вообще подготовить ребенка к жизни, тем более успешной и счастливой, в условиях войны? Ответ на этот вопрос дает Израиль – страна, которая с момента существования все время находится в состоянии войны. Израиль занимает 5-е место в рейтинге самых счастливых стран мира, а экономические достижения этого государства не требуют дополнительных аргументов.
В общем, проблема образования – не нова и существует не только в Украине. Это глобальная боль по мнению ведущих мировых экспертов вроде сэра Кена Робинсона, выступление которого на TED-конференции по проблемам образования собрало десятки миллионов просмотров. Мир быстро технологически меняется, а система образования пасет задних, хотя именно она должна быть в авангарде изменений и готовить новое поколение к ним заранее. Именно поэтому, сейчас во всем мире идет поиск "идеальной модели" системы образования, но пока что ее никому не удалось изобрести.
Считается, что сингапурская и финская модели образования – являются сейчас лучшими. Они совершенно разные по своему содержанию:
- сингапурская модель – это жесткий фокус на обучение;
- финская – наоборот, человекоцентричная, где главное – чтобы ребенок чувствовал себя в комфорте, довольным и счастливым.
И какой результат этих двух моделей? Да, дети в Сингапуре показывают лучшие результаты по математике и другим предметам, но в рейтинге счастья эта страна только тридцатая, а вы много знаете финских топ-менеджеров в ведущих мировых корпорациях или глобальных политических лидеров?
То есть в одном случае обучение проходит на грани с физическими и психологическими возможностями молодых людей, "выжимает" из них все соки, а в другом – комфорт и удобство не позволяют ребенку получать в достаточном количестве навыки и мотивацию работать с максимальной отдачей, поскольку ученики привыкают к постоянному комфорту и "не напряженности" в жизни.
Какая образовательная модель лучшая для Украины
Мы часто увлекаемся то одной, то другой системой образования: вот бы у нас образование было, как в Финляндии, США, Великобритании, Сингапуре. Может, достаточно уже ждать, пока кто-то где-то найдет "универсальный эликсир", а взять и создать свою эффективную систему образования. Чтобы другие страны изучали и следовали нашему опыту. Весь мир сейчас находится в поиске решения, которое бы эффективно готовило новое поколение к тем вызовам, которые как снежный ком накапливаются в обществе.
Почему бы Украине не стать той страной, которая сможет первой решить этот вопрос и стать мировым лидером в образовании? У нас для этого есть все необходимые ресурсы, даже во время войны: профессиональные эксперты, IT-технологии, команды, которые реализуют масштабные инновационные образовательные проекты, частные, донорские и государственные инвестиции в сферу образования. Не хватает только веры в себя и правильного менеджмента этого процесса.
Читайте также Каким специальностям окажут особую поддержку государства
Шаги для построения успешной системы образования
Прежде всего, необходимо существенно уменьшить нагрузку на детей, то есть уменьшить количество материала, который изучается. В ведущих странах мира дети имеют гораздо меньший объем и это позволяет изучать самое важное, усваивать лучше. Дети физически и морально не истощаются, имея свободное время на кружки, отдых, хобби, общение и тому подобное.
Например, в Финляндии дети даже в старших классах тратят на домашние задания до получаса, а у нас, если все выполнять, уйдет весь вечер и это после 7 – 8 уроков ежедневно.
Образовательная программа перегружена фактами и деталями, которые не дают ученикам пространства для развития и творчества. Дети не учатся думать – они просто бегут марафон, пытаясь не отстать. Об уменьшении учебного материала говорит каждый министр, который за последнее десятилетие приходил в Минобразования, но количество предметов, тем и уроков только увеличивается.
Во-вторых, нужно все предметы, которые преподаются, привязать к практическому использованию и реальным потребностям рынка труда, ведь почти все родители сталкиваются с одним и тем же вопросом от своих детей: "Зачем мне это учить?".
И наши дети правы – не секрет, что большинство знаний, которые мы получаем во время обучения, мы не используем в своей жизни. Уже много поколений действует по схеме: "сдал – забыл". Школьники и студенты тратят годы на изучение сложных формул, дат и правил, но после выпуска часто не знают, как написать резюме, распланировать бюджет или оформить документы.
В-третьих, надо ввести системное (не факультативное) обучение навыкам, которые международные эксперты Всемирного экономического форума в Давосе считают самыми востребованными в 21 веке. Это так называемые "мягкие" навыки (sort skills):
- эмоциональный интеллект,
- критическое мышление,
- коммуникация,
- умение работать в команде,
- финансовая грамотность,
- тайм-менеджмент,
- умение учиться и т.п.
То есть все те навыки, которые нужны человеку в любой профессии и в жизни вне работы.
В-четвертых, надо изменить формат, введя проектное обучение с тотальным использованием современных технологий. Наши дети их и так постоянно "юзают", в отличие от старшего поколения, которое их учит. Крайне важно говорить с детьми на их языке, чтобы они учителей не воспринимали как "динозавров" из прошлого, которые не знают, а иногда и боятся современных технологий вроде ИИ, виртуальной и дополненной реальности и т.д.
И, в-пятых, следует уменьшить нагрузку на учителей, убрать нереальный объем отчетности, от которого они страдают, дать понятную и простую систему оценки детей, улучшить их условия труда. Многие учебные заведения, особенно в селах, имеют, мягко говоря, не очень современный вид и материально-техническое обеспечение. Это точно не вина учителей, а проблема системы в целом.
Учителя и преподаватели в Украине – это герои без наград. Они работают в сложных условиях, без достойной оплаты, без мотивации. Молодежь не хочет идти в школу, потому что эта профессия не дает ни перспектив, ни материального обеспечения. От учителей сейчас все что-то требуют: родители, директора, дети, чиновники, но они – тоже люди, со своими потребностями и проблемами. Необходимо обеспечить их потребности, а потом уже ожидать полной отдачи в своей работе.
Конечно, можно и нужно сделать много других шагов, вроде подготовки не столько мощных, сколько профессиональных менеджеров в сфере образования, которые могли бы возглавить департаменты и отделы образования в общинах, учебные заведения и привнести в них новое дыхание. Можно ввести такую модель образования, чтобы во всех заведениях ребенок или подросток сам исследовал материал, в своем ритме, используя те инструменты, которые ему комфортнее, а учитель выступал бы в роли помощника, а не просто бы передавал постную информацию из учебника. Можно применить кейсовые интегрированные уроки, тематические обучающие игры и практические занятия, задействовать коммерческие компании и предпринимателей-практиков в процессе подготовки учебных материалов и ввести дуальное образование.
Этот перечень можно и нужно продолжать, но делать изменения важно системно, постепенно и не для галочки. Образование – это не просто школа или университет. Это система, которая либо дает человеку старт в жизни, либо ломает его еще в начале пути.
Сейчас у нас есть украинское образование, которое учит выживать, но не жить. Это нужно менять. Потому что будущее страны зависит не только от реформ, но и от того, сможем ли мы воспитать поколение, которое не будет бояться занять свое место в современном мире.

