Децентрализация Зеленского: почему Рада не поддерживает изменения в Конституции
В декабре 2019 года президент Украины внес в Верховную Раду законопроект с изменениями в Конституцию относительно децентрализации власти. Этот законопроект должен завершить реформу, которая началась при прошлой власти, а затем передать на места больше полномочий. Однако сначала профильный комитет вернул законопроект на доработку, а новый вариант отозвал сам Зеленский.
В первом варианте законопроекта Верховной Раде предоставлялось право большинством голосов изменять правовой статус отдельных территорий. То есть народные депутаты, имея 226 голосов в поддержку, смогли бы предоставить Донбассу особый статус.
Читайте также: Децентрализация: получит ли Донбасс отдельные полномочия
Тогда первыми тревогу забили представители местных общин. К ним присоединились и международные партнеры, в частности, посольство Германии и Канады.
"В доработанной редакции президента есть только статус в пределах административно-территориального устройства. Это означает, что на уровне закона об основах – это общины, округа или области. А вот про особенности там указаны конкретные два места – Киев и Севастополь", – объяснил народный депутат от фракции "Слуга народа" Виталий Безгин.
Законопроект предусматривает следующие изменения:
- предоставление общинам больше полномочий;
- возможность самостоятельно распоряжаться финансами, тем самым улучшать услуги для населения;
- вводит институт префектов.
К последнему пункту у экспертов было больше всего замечаний.
Что такое институт префектов?
Это учреждения, которые заменят государственные администрации. Префектов будет назначать президент. Они будут надзирать за соблюдением законов на местах и выдавать собственные акты, обязательные для выполнения. В случае необходимости – даже останавливать решения местных властей.
Префекты будут формировать свои офисы (фактически – вместо администраций). Занимать должность смогут только три года и не более одного срока, все это время префект подконтролен и подотчетен главе государства и Кабмину.
Эксперт по вопросам децентрализации Руслан Рохов заметил, что если такие полномочия будут у префекта, то он будет подменять собой общину.
Фактически, государство вместо общины будет решать, какие решения правильные, а какие нет. Тогда городской голова будет слушаться не своих жителей, а будет присматриваться к политической позиции префекта,
– добавил Руслан Рохов.
Также если префект увидит нарушения Конституции или угрозу национальной безопасности в действиях местной власти, то сможет просить президента временно остановить полномочия городского совета или председателя общины.
Сейчас же изменения в Конституцию должны доработать уже в третий раз. На этот раз привлекли экспертов и представителей местных общин. Только после того, как придут к общему согласию, законопроект вынесут на голосование в сессионный зал. Для изменений в Конституцию необходимо не менее 300 голосов.