Аналитики Института гражданского общества и Института города подготовили исследование, которым зафиксировали свершившийся факт: киевская агломерация уже давно существует. И имеет в результате своей деятельности целый моток нерешенных вопросов, которые только накапливаются. К дискуссии привлекли городских и поселковых голов Киева и городов-спутников, депутатов, юристов и других экспертов.
В Киев каждый день на работу приезжают из области 558 тысяч человек, это 32% населения Киевской области. Что создает дополнительную нагрузку на инженерную, транспортную и социальную инфраструктуру. А расходы на ее содержание несет столичный бюджет. Однако представители местного самоуправления близлежащих городков также заявили, что имеют сегодня свои проблемные вопросы.
Читайте также: Укрупнение или измельчение: чем грозит децентрализация крупным городам
Проблемы Киева: дороги, транспорт, коллектор
Первая – проблема дорог и инженерных коммуникаций, без чего невозможно создать комфортную среду для проживания. Вторая – проблема координации общественного транспорта города и пригородных населенных пунктов. "Такая координация может существенно снизить нагрузку на дороги в часы пик и урегулировать болезненный вопрос стоимости проезда в маршрутках", — отметил городской председатель Киева Виталий Кличко.
Так выглядит ежедневная маятниковая миграция жителей Киевской агломерации
Еще одна большая проблема Киева — с главным канализационным коллектором Киева, который с 2007 года находится в аварийном состоянии.
Кличко заверил, что киевская городская власть прилагает огромные усилия, а городской бюджет несет непомерные расходы, чтобы закончить строительство дублирующей ветки. При этом подчеркнул – окрестные города и городки имеют непосредственное отношение к этим столичным проблемам.
"Киевводоканал" принимает сточные воды не только Киева, а и пригородных предприятий и городов-спутников — Вишневого, Ирпеня, Бучи, Ворзеля, Гостомеля, Вышгорода и поселков Коцюбинское, Петропавловская Борщаговка, Счастливое, Гнедин, Чабаны, Козин и Новоселки. Убежден, нам стоит объединить усилия, чтобы решить эту проблему, чтобы в один "прекрасный" день "Киевводоканал" не отключил и Киев, и Киевскую область от воды и канализации,
– подчеркнул мэр Киева.
Еще одна глобальная проблема, по словам мэра, – отсутствие согласованного планирования развития территорий. Киеву и жителям Киевской области нужны новые подъезды к столице. Однако построить их город не может, потому что это территория области. С другой стороны, вокруг Киева идет массовая жилая застройка, а объекты социальной инфраструктуры – отсутствуют. Именно поэтому сегодня должен начаться серьезный разговор о налаживании сотрудничества общин города и области и решения основных проблем.
Проблемы городов и сел-спутников: нехватка школ, детских садов и медучреждений
Огромная проблема киевской агломерации — несоответствие между статистическим (по регистрации) населением и фактическим (которое реально проживает) — за счет постоянного притока населения в новостройки и немалого количества переселенцев, проживающих в Киевской области. Отсюда вытекает несколько проблем: недостаточная или отсутствующая образовательная инфраструктура и недостаточное медицинское обеспечение.
Пример села Чайки (по информации руководителя проекта по развитию городов и общин "Публичная политика" Елены Горб): проживает около 12 тысяч, по регистрации — имеем только 3 тысячи.
В 4 раза разница. И это преимущественно молодые семьи с детьми. Отсутствие адекватной инфраструктуры для детей – на самом деле может привести к социальному взрыву,
– заметила Горб.
Главный врач Броварской центральной районной больницы и депутат Киевского облсовета Валентин Багнюк отметил проблему медицинского обеспечения. По его словам, десятки тысяч киевлян живут на дачах постоянно и круглогодично — только в Броварском районе дачных домов киевлян более 20 тысяч. При этом медицинское финансирование идет за прописанного человека.
Десятки тысяч людей прописаны в Киеве, а по факту живут в Броварском районе. И "скорая" привозит их в Броварскую ЦРБ, которая перегружена. Доходит до того, что из Погребов, которые практически Киев, везут в Броварскую больницу за 32 километра, а в местную больницу скорой помощи за 7 километров не везут,
— пояснил Багнюк.
По мнению врача, сотрудничество в рамках агломерации должно решить ситуацию в том числе и с финансированием медучреждений.
Следующая проблема – земля. По словам народного депутата Александра Марченко, вне населенных пунктов все земли запаса и резерва были розданы под ведение хозяйства.
"Каждый год напоминаю чиновникам вернуть землю, которая не используется под СВГ. И мы с вами построим и транспортные коридоры, и проведем коллекторы для водоотведения, водоснабжения", — отметил Марченко.
Нужны совместные усилия власти Киева и городов агломерации для решения всех озвученных до сих пор не озвученных проблем, убежден Кличко. С ним согласны и другие заинтересованные в вопросе.
Что нужно для создания агломерации
В первую очередь, убеждены эксперты по вопросам децентрализации, нужна воля самих участников агломерации. Диалог, постановка всех вопросов, пути их решения. Для полного понимания нужна и соответствующая законодательная база. В Верховной Раде в марте приняли законопроект 4772 (относительно добровольного присоединения территориальных общин). Но поправка относительно агломераций к нему не была принята.
Для начала полноценного полилога про агломерацию вокруг Киева нет достаточного количества созданных объединенных территориальных общин — это тоже один из аргументов против. Но представители местного самоуправления отрицают — даже без ОТГ на местах есть законная власть, представляющая интересы общины. А потому процесс вполне можно начать.
Незнание людей и сопротивление райгосадминистраций, по мнению руководителя "Школы мэров" Руслана Рохова, – это самые большие препятствия. Виталий Кличко считает, что в этом и заключается главная работа — объяснить людям, зачем им нужно объединяться в агломерацию, как это будет действовать, и какую выгоду получит каждый участник общины. "А власть, которая не прислушивается к мнению общества, может быстро смениться", – отметил мэр.
В итоге – Кличко пообещал организовать последующее обсуждение проблемных вопросов киевской агломерации через месяц. И тогда же планируют подписать меморандум о сотрудничестве между общинами и подготовить проект введения необходимых законодательных изменений.
Читайте также: "Прописка": отменить нельзя оставить