История и мотивация запуска проекта Hinkley Point C

"Хинкли-Поинт С" – это атомная электростанция нового поколения, которую строят в графстве Сомерсет на юго-западе Англии, рядом с площадкой старых станций "Хинкли-Поинт A" и "Хинкли-Поинт B". Идея возвести здесь новые энергоблоки возникла на фоне возвращения Великобритании к ядерной энергетике после длительного перерыва. На площадке возводят два реактора EPR (European Pressurised Reactor) мощностью по 1630 мегаватт каждый. Далее читайте в эксклюзивной колонке для 24 Канала.

К теме Провал французского реактора нового поколения должен предостеречь Украину

По состоянию на середину 2025 года строительство "Хинкли-Поинт С" продолжается уже более 8 лет. Готовность первого энергоблока превысила 70%: полностью возведено здание реактора и вспомогательные сооружения, установлен реакторный котел и другие ключевые компоненты. На втором блоке продолжается сборка герметичной оболочки. Впрочем, впереди еще много работы.

Коммерческая эксплуатация первого энергоблока ожидается к середине 2029 года, если не произойдет непредсказуемых задержек. Второй блок, по прогнозу, заработает через 12 – 18 месяцев после первого, то есть к концу 2030 или в 2031 году. Таким образом, "Хинкли-Поинт С" опоздает примерно на 6 лет относительно первоначального плана, согласно которому запуск должен был состояться в 2025 году.

Финальная смета проекта оценивается в 45 миллиардов фунтов стерлингов. Эта сумма предусматривает чистые расходы на строительство, но не учитывает процентов по займам во время строительства.

Однако перерасходы лягут на плечи французской EDF и китайской CGN, а не британских потребителей или государства, ведь контракт фиксирует тариф, но не гарантирует компенсации строительного бюджета.

EDF уже признала будущие потери доходов из-за роста расходов, а правительство неоднократно подчеркивало, что не будет давать дополнительных дотаций сверх согласованных механизмов. В результате проект является финансово обременительным для EDF – компании, которая на 85% принадлежит государству Франция.

Хронология реализации

Французская компания EDF (Электроэнергетическая компания Франции) – один из крупнейших операторов АЭС в Европе, проявила заинтересованность и еще до формального утверждения площадки заявляла, что смогла бы ввести первый реактор в Великобритании до 2017 года (что, как выяснилось, было слишком оптимистичным прогнозом).

В 2012 году проект получил лицензию ядерного регулятора на строительство. Мотивация правительства была четкой: заменить старые реакторы (почти все действующие АЭС Британии должны быть выведены из эксплуатации до 2030 года) и обеспечить около 7% потребностей страны в электроэнергии благодаря новой станции.

Сначала в проекте также участвовала британская Centrica (материнская компания British Gas) с 20% долей, но в 2013 году она вышла из совместного предприятия, опасаясь роста расходов. EDF осталась основным инвестором и искала дополнительный капитал. Осенью того же года правительство Великобритании согласовало основные условия долгосрочного контракта, а именно зафиксированную цену на электроэнергию.

В 2014 году Еврокомиссия провела проверку этой государственной поддержки (чтобы удостовериться, что она не нарушает правил конкуренции ЕС) и в конце одобрила пакет субсидий. Тогда же общая сметная стоимость проекта оценивалась уже в 24,5 миллиарда фунтов стерлингов.

Важное событие произошло в октябре 2015 года – было подписано соглашение с китайской государственной корпорацией CGN, которая согласилась инвестировать около 33% средств в обмен на долю в проекте. Условием партнерства было также содействие британской стороны в будущем допуске китайских технологий. В частности, планировалось, что после "Хинкли-Поинт С" и еще одного совместного проекта китайцы смогут построить в Великобритании свою станцию (проект Bradwell B) с реакторами китайской разработки HPR1000.

28 июля 2016 года правление EDF утвердило финансирование строительства "Хинкли-Поинт С". Тогдашняя новоназначенная премьер-министр Тереза Мэй неожиданно решила приостановить финальное одобрение – правительство взяло паузу для пересмотра соглашения, в частности из-за опасений относительно национальной безопасности из-за роли Китая и высокой цены для потребителей.

Однако уже в сентябре 2016 года британское правительство дало официальный "зеленый свет" проекту, введя дополнительные условия: государство получило специальную "золотую акцию", запрещающую EDF без согласия Лондона продавать контрольный пакет "Хинкли-Поинт С", а долю китайского CGN ограничено пакетом акций, что не позволяет принимать непосредственное участие в управлении и без доступа к критическим технологиям. Эти меры предосторожности успокоили опасения, и контракт с инвесторами был подписан. В конце 2016-го "Хинкли-Поинт С" официально перешла в фазу строительства, а в начале 2017 года на площадке начались подготовительные работы.

Строительство и задержки

Первый бетон на фундамент реактора залили в марте 2017 года. Эта дата считается началом основного строительства. График предусматривал пуск первого блока в 2025 году, а второго – примерно через год после того. Однако очень быстро стало очевидно, что сроки оптимистичные.

К 2019 году EDF сообщила об отставании от графика на несколько месяцев из-за проблем с цепью поставок и недостатка квалифицированных кадров у подрядчиков. Накапливались и финансовые трудности – бюджет пришлось пересмотреть.

В 2020 году строительство существенно притормозила пандемия COVID-19: из-за карантинных ограничений количество персонала на площадке сокращали, возникали перебои с материалами. Вместе с последствиями Brexit (осложнением импорта и оттока части рабочей силы) это дало еще несколько месяцев задержки.

В 2021 – 2022 годах график завершения сдвинулся: EDF официально указывала новую дату запуска первого блока – июнь 2027 года. Однако и ее не удалось соблюсти. В феврале 2023 года компания в очередном отчете сообщила о дополнительных проблемах, а в январе 2024-го – публично перенесла прогнозируемый пуск на 2029 год.

По обновленному сценарию, первый из двух реакторов "Хинкли-Поинт С" подключат к сети не раньше 2029 года, а второй – примерно через год спустя (то есть к 2030 – 2031 году). Это означает почти 6 лет отклонения от плана 2016 года. Общая смета снова выросла до 31 – 34 миллиардов фунтов стерлингов (в ценах 2015 года), что соответствует примерно 42 – 48 миллиардам в ценах 2024 года. Для сравнения, в 2016-м речь шла о 18 миллиардах, то есть расходы увеличились почти вдвое.

В EDF объяснили, что главные причины пересмотра бюджета – удлинение продолжительности электромонтажных работ и осложнения общественных работ (фундаменты, конструкции), которые требовали на 35% больше стали и на 25% больше бетона, чем сначала рассчитывали.

Финансовая модель проекта

Проект "Хинкли-Поинт С" является нетипичным с точки зрения финансирования: в отличие от большинства инфраструктурных мегапроектов в Европе, его реализует фактически без прямых вложений британского госбюджета. Инвесторами выступают две крупные государственные энергокомпании:

  • французская EDF (через дочернюю EDF Energy),
  • китайская CGN.

Изначально доли распределялись как 66,5% в EDF и 33,5% в CGN, но по состоянию на 2023 год доля Китая, по некоторым данным, снизилась до около 25% (китайцы отказались от участия в следующих проектах, поэтому EDF перераспределила долю). Расходы на строительство покрываются самими инвесторами (через собственный капитал и кредиты), то есть все риски перерасхода несет EDF и ее партнеры.

Читайте также Нашествие медуз остановило работу одной из крупнейших АЭС в Европе

В то же время без государственной поддержки и гарантий проект был бы невозможен. Дело в том, что на рынке электроэнергии инвесторы не могли бы окупить такие большие вложения в условиях обычной продажи электричества по рыночным ценам. Чтобы сделать инвестицию привлекательной, правительство заключило с NNB Generation Co (совместная компания EDF и CGN для "Хинкли-Поинт С") специальное соглашение – Contract for Difference.

По этому контракту, в течение 35 лет с момента запуска станции каждый мегаватт-час электроэнергии будет оплачиваться по ставке 92,50 фунтов стерлингов (в ценах 2012 года). Если рыночная оптовая цена электричества ниже этого уровня, оператору будут доплачивать разницу из средств специального фонда (который наполняется через надбавку к тарифам для потребителей). Если же рыночная цена будет выше (теоретически возможно при резких скачках цен на энергоносители), тогда уже оператор возвращает излишек государству.

Такая модель гарантированного тарифа призвана обеспечить стабильность доходов и инвестору, и кредиторам, ведь строительство АЭС – очень капиталоемкий и длительный цикл, и без гарантий никто бы не рискнул вкладывать частные средства.

В результате эти события породили ключевой вопрос – экономическая целесообразность проекта. Особенно на фоне того, что за время подготовки соглашения (2010 – 2016 годы) возобновляемая энергетика сделала прорыв: себестоимость электроэнергии от ветропарков и солнечных ферм резко снизилась. Оппоненты утверждают, что за те деньги, которые вкладывают в "Хинкли-Поинт С", можно построить больше мощностей ВИЭ и хранения энергии.

Даже известный эколог Джордж Монбио, сторонник атомной энергетики, назвал проект "абсурдным белым слоном, специально созданным, чтобы отбить у людей веру в ядерную энергию".

"Рыбный конфликт"

"Хинкли-Поинт" расположена на побережье Северна – акватории с богатой экосистемой рыб, моллюсков и других морских существ. Для охлаждения двух мощных реакторов станция будет забирать колоссальные объемы воды (более 120 кубометров в секунду) прямо из залива и возвращать подогретую воду обратно. Это представляет угрозу для морской фауны: рыба и другие организмы могут засасываться в водозабор.

Сначала, чтобы минимизировать вред, проект предусматривал установку специальной акустической системы отпугивания рыбы. Под водой должны были разместить ориентировочно 300 громкоговорителей, которые генерировали бы шум высокой частоты, отпугивая рыб от труб. Однако в 2019 году EDF вдруг обратилась к регулятору с просьбой убрать эту систему с проекта. Компания заявила, что обслуживать подводные динамики на такой глубине опасно для водолазов, а эффективность такой системы под вопросом.

Регулятор согласился, и "рыбный отпугиватель" отменили, оставив только сетки-фильтры и систему медленного забора воды. Это, однако, означает, что значительное количество морских организмов будет попадать в реакторные контуры. По оценкам самой EDF, без отпугивателя ежегодно в системе охлаждения будут погибать от 18 до 46 тонн рыбы.

Компания предложила компенсационный экопроект: создать поблизости искусственные болота площадью 340 гектаров, которые будут служить новой средой для нереста рыбы. Однако местные фермеры и экологи выступили против этой идеи, поскольку преобразование земель в болотистые угодья может повлиять на хозяйство и не факт, что полностью восстановит потери фауны.

По состоянию на 2025 год, дискуссия зашла в тупик: EDF отложила реализацию плана с болотами, а окончательного разрешения на эксплуатацию систем охлаждения без системы отпугивания рыбы не получила. EDF публично предупредила, что если решение не найдут в ближайшее время, это может дополнительно отложить запуск станции. В то же время правительство объявило планы упростить экологические согласования для инфраструктурных объектов, чтобы "протестующие не мешали стратегическим проектам".

Ситуация с "Хинкли-Поинт С" стала примером дуализма, когда под прикрытием развития "чистой энергии" игнорируют сохранение окружающей среды.

Выводы для Украины

Опыт "Хинкли-Поинт С" показывает, что даже в стабильных странах новые атомные проекты сопровождаются задержками и перерасходами. В Украине же подобные риски могут быть еще более острыми из-за ограниченных финансовых ресурсов, особенно в условиях войны.

Правительство одновременно признает важность децентрализации и развития возобновляемой энергетики, однако делает сильную ставку на атомные проекты, что создает определенный дуализм в политике. С одной стороны, декларируется курс на быстрый рост возобновляемых источников энергии (ВИЭ), а с – другой огромные ресурсы планируют направить в долговременные и дорогие атомные проекты.

Именно поэтому Украине стоит критически оценить британский опыт и взвесить, действительно ли новые атомные блоки отвечают насущным потребностям. Ведь возобновляемые источники энергии способны обеспечить независимость и гибкость энергосистемы быстрее и дешевле, тогда как атомные мегапроекты остаются крайне рискованными и малопредсказуемыми.