Спрятать миллионы у детей чиновников: анализ противоречивого законопроекта

14 мая 2020, 15:17
Читати новину українською

На внеочередном заседании Верховная Рада приняла за основу законопроект, которым предлагают изменить требования к е-декларированию. С одной стороны он предлагает расширить круг декларантов, а с другой – же открывает лазейку, чтобы спрятать состояние чиновников.

Так удастся ли государственным чиновникам, которые должны декларировать свое имущество и деньги, спрятать их от контролирующих органов, – в материале 24 канала.

Кому еще придется сдавать е-декларацию

Уже вечером 13 мая парламент на внеочередном заседании принял за основу законопроект (3355-1) относительно определения круга субъектов, на которых распространяется действие антикоррупционного законодательства. 244 депутата проголосовали "за" проект закона. По убеждению многих экспертов, этот законопроект является очень противоречивым. Потому что в нем прописаны как нужные обществу и, соответственно, позитивные предложения, так и откровенно вредные.

К теме Комитет Рады одобрил законопроект, который позволит скрывать имущество через детей

Прежде всего, депутаты предлагают расширить действие закона "О предотвращении коррупции", в том числе и положения, касающегося финансового контроля, на тех, кто входит в состав таких предприятий, как:

  • наблюдательный совет государственного банка;
  • государственное предприятие или государственную организацию, имеющую целью получение прибыли;
  • хозяйственное общество (кроме акционерного общества), в уставном капитале которого больше 50% долей принадлежат государству;
  • должностных лиц органов акционерного общества, в уставном капитале которого больше 50% акций прямо или косвенно принадлежит государству.

Таким образом, действие закона предлагают распространить и на тех, кто фактически осуществляет управление текущей деятельностью обществ и других должностных лиц органов таких обществ, где государство имеет большую долю собственности. Ведь такие чиновники иногда осуществляют управление огромными государственными финансовыми ресурсами, соответственно имеют определенные коррупционные риски.

Авторы законопроекта уверены, что, приняв эти изменения, удастся способствовать повышению прозрачности деятельности вышеназванных государственных предприятий. В то же время, свести к минимуму риски использования членами органов управления акционерных обществ своего положения с целью получения неправомерной выгоды. Как эксперты, так и юристы считают это изменение в закон важным и нужным для Украины.


Депутаты обсуждают возможность изменения круга декларантов / Фото с сайта ВРУ

В тоже время, законопроектом предлагают, чтобы действие антикоррупционного законодательства не распространялась на советников, помощников, уполномоченных и пресс-секретаря Президента Украины, которые выполняют свои обязанности на общественных началах. Относительно этой новации мнения разделились: кто-то считает, что эти работники обязаны декларировать имущество, потому что такие должности имеют высокие коррупционные риски, другие же придерживаются мнения – если люди работают на общественных началах, то о каком декларировании может идти речь.

Спрятаться за детьми

Отдельного внимания заслуживает желание депутатов обязать декларировать сведения лишь о тех несовершеннолетних детей, которые проживают с ними вместе. То есть хотят разрешить не вносить в е-декларацию детей, которые живут отдельно. Как отметили авторы проекта закона в пояснительной записке – среди чиновников много кто развелся, и дети с ними не живут. Именно поэтому крайне трудно получить своевременную и достоверную информацию, которая нужна, чтобы внести ее в е-декларацию.

Читайте также Суд рассмотрит дело из-за непредставления Ермаком декларации

По убеждению кандидата юридических наук Василия Мирошниченко, в случае принятия этого законопроекта фактически позволят прятать имущество, записав его на близких родственников, то есть на детей. Ранее "нелегальное" имущество записывали на водителей, секретарш, кумовьев, а теперь просто на детей, которые не живут с родителями. Прописать ребенка в другой квартире для многих чиновников – не проблема. Ведь у них есть традиция – чуть ли не сразу после рождения покупать потомкам квартиры. По большей части, повзрослев они живут отдельно. Часто вообще заграницей. Это уже не говоря о том, что у многих чиновников есть внебрачные дети, соответственно, они с рождения живут со своими матерями и на них тоже будут активно записывать имущество.

Если ко второму чтению этот проект не изменят, то с его принятием чиновникам не придется декларировать имущество детей, которые живут отдельно. Скрыть состояние будет легко. У нас уже был первый существенный отказ от наказания получателей коррупционных доходов. Речь идет об отмене Конституционным судом, без всяких на то законных оснований, статьи о незаконном обогащении Уголовного кодекса,
– рассказывает Василий Мирошниченко.

До отмены той статьи только НАБУ завело больше сотни дел. Фигурантами которых были, в частности, главы Высшего хозяйственного суда и Высшей аудиторской службы, министр, несколько десятков народных депутатов и другие. По этим делам проходили высокопоставленные фигуранты, поэтому эту норму тогда отменили, протянув через Конституционный суд.

Василий Мирошниченко в отмене статьи о незаконном обогащении видит заслугу нашего предыдущего президента. Ведь он принимал участие в формировании КСУ и по его квоте назначили 6 судей, трое из которых голосовали за отмену этой нормы. Правда, он их оставил с предыдущей каденции, но мог уволить, однако не сделал этого. Его фракция также делегировала 6 судей, а президент на то время контролировал фракцию. Поэтому судьи "пожалели" власть имущих.


Депутаты часто спешно принимают законы, которые оказываются некачественными / Фото сайта ВРУ

Тогда впервые сделали такую подлость и Запад был шокирован, потому что они большие средства вложили в создание антикоррупционных органов. Е-декларирование было одним из требований Ассоциации с ЕС, безвиза, а потом Украина взяла и отказалась от обязанности наказывать коррупционеров. Теперь это уже второй этап,
– считает Василий Мирошниченко.

По мнению юриста, в случае принятия нынешней редакции проекта закона западные партнеры однозначно негативно воспримут такой закон. Для них это отказ от борьбы с коррупцией. Такое решение наших парламентариев очень негативно повлияет на наши отношения. Возникает вопрос – сможем ли мы получать дешевые кредиты, гранты, потому что их будет легче разворовывать. Вообще – будут ли поддерживать Украину и наше правительство, как это делали последние 6 лет.

Стоит прочитать Незадекларированная недвижимость и бизнес-связи семьи: что известно про генпрокурора Венедиктову

"Думаю, на Западе задумаются стоит ли связываться со страной, которая создает коррупционные риски, потому что любая помощь будет уходить как в "черную дыру". Собственно, и инвесторы, привыкшие честно работать, не захотят иметь дело с нашей страной. К нам захотят идти только те, кто привык зарабатывать на теневых схемах и откатах и т. д.", – убежден Василий Мирошниченко.

Поэтому, перед тем как отдавать свои голоса за проект закона, юрист советует депутатам тщательно взвесить все "за" и "против". Ведь они должны понимать – подобными шагами Украина ставит себя в положение коррупционной страны, с которой не стоит сотрудничать, где чиновники настроены украсть побольше, спрятать эти деньги и избежать наказания. Этот закон может стать вторым гвоздиком в гробу нашего сотрудничества с Западом. Первым было пресловутое решение КСУ, которое "спасло" более 100 чиновников.