Американский F-16 или советский МиГ-29: почему Украине нужны западные самолеты

17 марта 2023, 11:52
Читати новину українською

Военный авиапарк Украины состоит из советских самолетов, из-за чего Киев уже долго просит западных партнеров передать истребители F-16. Американские многоцелевые истребители усилят ПВО Украины и повысят эффективность наземных операций.

На вооружении Воздушных сил ВСУ есть прямой аналог F-16 – МиГ-29. Также наша страна получит несколько МиГ-29 от партнеров в рамках военной помощи. Каждый из самолетов имеет свои преимущества, однако американские F-16 все же несколько лучше. 24 Канал в материале "На земле, воде и в небе: как и чем военная техника НАТО превосходит российскую" сравнил характеристики F-16 и МиГ-29.

К теме В ВСУ рассказали, какие истребители нужны Украине и насколько быстро их можно освоить

Подходит ВСУ: в чем секрет F-16

Для армии США самолеты четвертого поколения F-16 – это уже прошлый день, и американцы давно остановили изготовление этих воздушных судов для своих ВВС. В то же время из-за своей универсальности F-16 находится на вооружении многих стран мира. Это как универсальные немецкие танки "Леопард", которые также имеют многие страны Европы.

F-16 прошел несколько модернизаций, поэтому на рынке есть разные предложения. Важно, что морально устаревший для американцев F-16 даже сейчас имеет преимущество над российскими самолетами. Конечно, речь не идет о Су-57, хотя оккупанты почти не используют этот самолет.

Характеристики F-16v Block 70/72:

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина: 15 метров
  • Размах крыльев: 9,5 метра
  • Максимальная скорость: 2+ Маха
  • Максимальный взлетный вес: 21,7 тонн
  • Вес боевой нагрузки: 1,1 тонн
  • Точек подвески: до 13

F-16 – относительно дешевый (от 43 до 60 миллионов долларов за единицу) и простой в обслуживании, самолетов такого типа немало в США и Европе. То есть у ВСУ не будет проблем с обслуживанием и восстановлением техники. Важным ограничением этого самолета является относительно небольшая дальность полетов.

Как пояснили в Воздушных силах ВСУ, истребители F-16 идеально подходят для Украины из-за их многофункциональности – они объединяют функции четырех самолетов, находящихся на вооружении ВСУ.

Спикер Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат отметил, что истребитель F-16 может наносить удары по наземным целям разными типами оружия, а также стать частью противовоздушной обороны Украины.

В интервью 24 Каналу Игнат подчеркнул, что современные западные самолеты, в том числе F-16, смогли бы завоевать преимущество в воздухе, стать надежным щитом против вражеских крылатых ракет и дронов, кроме того, эффективно и безопасно наносить точечные удары, давить ПВО, перебивать логистику врага, командные пункты и т.д.

Как сказал спикер, завоевав преимущество в воздухе на определенном участке фронта, можно вполне рассчитывать на успешную наземную операцию по деоккупации.

Игнат сказал, что F-16 с мощным радаром и современными ракетами позволит сбивать российские ракеты и "Шахиды" очень эффективно.

Кроме того, он сообщил, что на линии боевого столкновения противник стал применять планирующие корректированные авиабомбы массой 1500 килограммов. По его словам, российские самолеты даже не входят в зону поражения нашей ПВО и запускают эти бомбы в десятках километров от линии боевого столкновения.

Он рассказал, что противостоять этим угрозам могут дальнобойные зенитные ракетные системы, которые должны прийти в Украину. Также ликвидировать эту угрозу могут современные целевые истребители, применяя ракеты класса AIM-120 AMRAAM.

Украина имеет прямой аналог F-16: сильные стороны МиГ-29

Миг-29 – это неплохие самолеты, даже имеющие некоторые преимущества над F-16, в частности, в дальности полета и весе боевой нагрузки. Впрочем, они значительно проигрывают в электронике и системах управления. В небе важны доли секунды – именно это преимущество дает F-16. Кроме того, F-16 существенно лучше МиГ-29 с точки зрения вооружения.

Характеристики МиГ-29:

  • Экипаж – 1 человек (в учебно-боевой модификации – 2)
  • Длина – 17,32 метра.
  • Высота – 4,73 метра.
  • Размах крыла – 11,36 метра.
  • Максимальная скорость – 2450 километров в час (2,3 Маха).
  • Тяга одного двигателя в режиме "полный форсаж" – 8300 килограмм-сил.
  • Практический потолок – 18 тысяч метров.
  • Практическая дальность полета на большой высоте – 1430 км (с подвесными топливными баками – 2100 км).
  • Максимальный взлетный вес – 18,1 тонны.
  • Максимальный вес боевой нагрузки – 2,18 тонны.

Для Украины плюс МиГ-29 в том, что наши пилоты уже умеют на них летать. Это также многоцелевой истребитель четвертого поколения. МиГ-29 вооружен авиационной пушкой калибром 30 мм и ее боезапас составляет 150 снарядов. Также на самолет можно подвесить до шести ракет и бомб.

"Украина сейчас планирует использовать F-16, как летающую ПВО, или же как боевые единицы тактической авиации. По сравнению с тем же МиГ-29 или Су-27 американский F-16 – это космический корабль. Эти самолеты в Украине давно ждут. Их появление кардинально должно изменить баланс сил в небе, а затем – и на земле", – говорится в статье 24 Канала.


Сравнение истребителей F-16 и МиГ-29 / Инфографика издания "Слово и Дело"

Украина получит от Польши МиГ-29

Польша и Словакия согласились на совместную передачу Украине своих истребителей МиГ-29. Словакия 17 марта одобрила передачу Украине 13 своих МиГ-29.

16 марта президент Польши Анджей Дуда заявил, что в ближайшие дни его страна передаст Украине четыре боевых самолета МиГ-29 в полную эксплуатацию.

По словам Юрия Игната, имеющиеся в Украине самолеты типа "МиГ" и "Су" не могут эффективно сбивать крылатые ракеты и "Шахиды". По его словам, это периодическое удается, однако это скорее исключение, чем правило, поскольку эффективность откровенно низкая.

В эфире 24 Канала Игнат подчеркнул, что МиГ-29 – это морально устаревший самолет по сравнению с модерированными истребителями России типа "Су". Несмотря на то, что польские или словацкие МиГ-29 могли пройти модернизацию, там нет мощного прицельно-навигационного комплекса. Именно этот фактор сковывает способность самолета МиГ-29 наносить высокоточные удары на дальних расстояниях.

Например, Игнат привел ракеты HARM, которые адаптировали под МиГ-29. По его словам, эта ракета выполняет свой функционал на МиГ-29 на 20-30%. Если бы ракета летела с F-16, это была бы совсем другая история – и по дальности применения, и по точности.

В то же время, передача советских истребителей Украине нужна, ведь наша страна не можем достать запчасти к своим самолетам, поскольку все оборудование производилось в России. Речь идет о двигателях, агрегатах, узлах, вооружениях и том, что расположено в кабине.