Далеко не впервые
С момента начала агрессии России против Украины в 2014 году наше государство уже в десятый раз использует статью 15 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Именно ее положения позволяют отступление от отдельных обязательств по международному договору во время войны или другой чрезвычайной ситуации.
Читайте также Китай и Россия придумали, как склонить страны на свою сторону
Сначала дерогация касалась оккупированных Донецкой и Луганской областей и охватывала право на личную свободу, невмешательство в частную и семейную жизнь, эффективные средства правовой защиты.
Впоследствии Украина отступила от части обязательств по оккупированному Крыму, настаивая, что исключительно Россия полностью отвечает за соблюдение прав человека на аннексированной и временно оккупированной территории Украины. В то е врем периодически наше государство пересматривало содержание и необходимость дерогации.
Отступление, которое было направлено генеральному секретарю Совета Европы в начале апреля, распространяется на:
- право на уважение семейной и частной жизни (статья 8);
- свободу выражения мнений (статья 10);
- свободу собраний и объединения (статья 11);
- право собственности (статья 1 Дополнительного протокола);
- право на образование (статья 2 Дополнительного протокола);
- право на свободные выборы (статья 3 Дополнительного протокола);
- свободу передвижения (статья 2 Протокола 4).
Стоит подчеркнуть, что в своем заявлении Украина также отменила предыдущую дерогацию относительно свободы мысли, совести и религии, права на эффективное средство правовой защиты, недискриминации и ограничения политической деятельности иностранцев. То есть перечень ограничений фактически сузился, а не расширился.
Что такое дерогация
Дерогация – одна из форм ограничения прав человека. Она имеет временный характер и расширяет границы усмотрения государства относительно вмешательства в определенные права и свободы, не позволяя при этом произвольно злоупотреблять положением.
Отступление необходимо только тогда, когда государство не может отреагировать на остроту положения иным образом. Дерогация по-украински по сути соотносится с правовым режимом военного положения и не содержит ничего, что бы уже не действовало более 2 лет на основе соответствующего закона и указов президента. Говорится и о передвижении граждан, и об осмотре вещей и принудительном изъятии имущества для государственных нужд.
Интересно 5 мифов о распаде России и их опровержение
Поэтому выводы о буре нарушений прав человека после заявления об отступлении – преждевременные.
Кроме того, дерогация не изымает государство из-под юрисдикции Европейского суда по правам человека. Это означает, что гражданин Украины, право которого было нарушено, может обратиться в Суд, даже если государство отступило от такого права.
В таком случае будет выясняться, в частности, было ли вмешательство в права и свободы оправданным и безальтернативным в условиях войны. Важно, чтобы существовала связь между вмешательством и его необходимостью. Например, ее трудно проследить в случае слежки за украинскими журналистами со стороны национальных спецслужб. Так же, эта связь, вряд ли существовала бы при условии одобрения законопроекта, предложенного Безуглой – Третьяковой, об уголовной ответственности за международную деятельность "без разрешения" государства.
В то же время надлежащее обеспечение как активного, так и пассивного избирательного права по меньшей мере в контексте общенациональных выборов является действительно вызовом, который сейчас требует дерогации от обязательства по протоколу к Конвенции.
Дерогация является мерой исключительного характера и действует до тех пор, пока существует "чрезвычайная ситуация". Она должна регулярно пересматриваться. Если вмешательство в права человека напрямую зависит от активности боевых действий, это также будет принято во внимание при решении вопроса, не злоупотребляет ли государство своим отступлением.
Обратите внимание Враг распространяет абсурдный нарратив для "простых" украинцев
Не только от Конвенции
Вместе с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод Украина обычно отступает от соответствующих положений Пакта о гражданских и политических правах. За исключением единичных случаев, когда Украина пыталась отступить от таких статей, которые это запрещают, нарушения по содержанию и первоначальной цели отступления не были обнаружены.
Это не означает, что в будущем отдельные сомнительные меры не будут успешно обжалованы в Европейском суде по правам человека. Скорее, стоит подождать, как именно воспользуется своими расширенными пределами усмотрения наше государство.