Все, что вам нужно знать о законе о PEP
Законопроект о политически значимых лицах спровоцировал много дискуссий в информационном пространстве. Его сторонники говорят о важности принятия инициативы из-за требований международных стандартов и прав ЕС. Противники же возмущаются, утверждая, что под понятие PEP попадает слишком большая когорта людей. В колонке для сайта 24 Канала подробно разберем закон о PEP-ах.
17 октября Верховная Рада поддержала законопроект о PEР (politically exposed persons). Уже третий день идут споры по поводу его важности, поэтому постараюсь ответить на те вопросы, которые вас точно интересуют.
Читайте также В системе е-декларирования Украины есть один нюанс, из-за которого она неэффективна
Что даст Украине закон о PEP?
Это прямое требование к нам как потенциальному члену Европейского Союза. Европейское право комплексное, и нам нужно прилагать усилия, выходить из зоны комфорта, но в конце концов все равно обеспечивать такую законодательную базу, которая бы отвечала стандартам, которые от нас требуют.
Закон о PEP – это часть рекомендаций FATF (Международная организация, которая занимается разработкой стандартов и рекомендаций по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма) и приведение в соответствие директиве ЕС от 20 мая 2015 года. Эта директива касается предотвращения отмывания денег и финансирования терроризма.
Еще один наш экзаменатор в этом вопросе – Международный валютный фонд, который тоже прямо требовал от нас одобрения этого закона.
Хотим в ЕС – нам нужен закон о политически значимых лицах. Хотим получать средства от МВФ – нам опять-таки требуется закон о политически значимых лицах.
Какие изменения произойдут согласно принятому закону?
1. Статус публичных деятелей закрепляется бессрочно. В 2019 году он также закреплялся пожизненно для "деятелей, выполняющих публичные функции в международных организациях", "иностранных публичных деятелей" и "национальных публичных деятелей", но затем срок был изменен до 3 лет (усилиями депутата от ОПЗЖ Мамки, отмечу). Тогда такой поворот событий вызвал серьезное недовольство наших международных партнеров. Поэтому исправляемся.
Интересно Почему на самом деле Байден поехал в Израиль, и могут ли США вступить в войну
2. Субъекты первичного финансового мониторинга (например, банки, аудиторы; далее – СПФМ) должны ввести рискориентированный подход при обслуживании политически значимых лиц, членов их семей и связанных с ними лиц.
3. Если СПФМ отказывает политически значимым лицам в финансовых операциях, то тот же СПФМ (то есть опять-таки это может быть банк) должен в течение 5 рабочих дней предоставить письменное объяснение этому отказу. СПФМ (банк) не принимает (прекращает принимать) предусмотренные меры по PEP, если лицо покинуло свой пост более 12 месяцев назад и не несет в себе рисков, присущих PEP. Тогда проверки этой персоны – такие же, как и к другим клиентам банка.
4. Усиливается ответственность СПФМ за нарушение требований в работе с PEP. Речь идет о ненадлежащем применении рискориентированного подхода, безосновательном отказе от осуществления финансовых операций и/или установления (продолжения) деловых отношений. Штраф за это – до 100 тысяч необлагаемых минимумов.
Кто попадает в категорию PEP?
- Президент Украины, премьер-министр, члены Кабинета Министров и их заместители, руководитель постоянно действующего вспомогательного органа, образованного президентом Украины и его заместители;
- руководитель и заместители руководителя Государственного управления делами, руководители аппаратов (секретариатов) государственных органов, должности которых входят в категорию "А" и государственные служащие, должности которых входят в категорию "А";
- секретарь и заместители секретаря СНБО;
- народные депутаты Украины;
- председатель и члены правления НБУ, члены Совета НБУ, председатели и судьи КСУ, ВСУ и высших специализированных судов, члены ВРП, ВККС и КГКП;
- генеральный прокурор, глава СБУ, директора НАБУ, ГБР, БЭБ и их заместители;
- глава и члены Нацсовета, Антимонопольного комитета, председатель НАПК и его заместители, председатель и члены Счетной палаты, председатель и члены ЦИК, председатели и члены других государственных коллегиальных органов;
- чрезвычайные и полномочные послы;
- начальник Генерального штаба, главнокомандующий ВСУ, командующие Сухопутными войсками, Воздушными силами и Военно-морскими силами ВСУ;
- руководители органов прокуратуры, руководители областных территориальных органов СБУ, председатели и судьи апелляционных судов;
- руководители административных, управленческих или надзорных органов государственных и казенных предприятий, хозяйственных обществ, государственная доля в уставном капитале которых прямо или косвенно превышает 50%;
- члены руководящих органов политических партий.
Пока невозможно подсчитать точное количество политически значимых лиц, однако счет будет идти на тысячи человек. Исключает этот подсчет, к примеру, категория руководящих органов политических партий. Очевидно, что по этому показателю в PEP попадет большое количество человек, но насколько – вопрос открыт.
Заметьте Деталь, объясняющая, почему Украина так долго ждала ATACMS
Есть ли риски?
Да, безусловно, сам по себе одобренный законопроект не совершенен. В том числе и раньше была проблема с тем, что банки отказывались обслуживать PEP-ов. Под список политически значимых лиц попадали и члены семей государственных деятелей, что иногда приводило к абсурдным ситуациям. Также были вопросы о чрезмерном мониторинге PEP-ов.
Для адекватного уравновешивания инициативы необходимо привлечение НБУ. Главный банк страны должен дать четкие рекомендации другим банкам (и СПФМ в целом) по мониторингу и рискоориентированному подходу в работе с политически значимыми лицами. Надлежащие рекомендации НБУ стали бы залогом того, что банки все меньше будут отказывать PEP в обслуживании без реальных причин. Тем более что возможные штрафы для СПФМ также усилены.
Есть надежда, что это будет иметь сдерживающий эффект, а банки будут последовательными в своих действиях по поводу PEP.