Искусственный интеллект, новые услуги: какой будет Дия в будущем – интервью с Мстиславом Баником
В году, полном развития и инноваций, приложение Дия продолжает развиваться, предлагая еще большее удобство для своих пользователей. Команда разработчиков Дия неутомимо работает над внедрением различных новых функций и сервисов, повышая доступность государственных услуг для украинцев.
24 Канал пообщался с Мстиславом Баником – руководителем по развитию электронных услуг Министерства цифровой трансформации Украины. О последних разработках, услугах, будущем Дии и использовании искусственного интеллекта – читайте в материале.
Смотрите также Почему бизнесу нужна Дия: три сценария интеграции для упрощения документооборота
С началом полномасштабной агрессии России команда Минцифры полностью переориентировала формат работы, сосредоточившись на запуске услуг в Дие, которые актуальны в условиях военного времени. За это время в Минцифре запустили более 60 новых сервисов в приложении и на портале Дия.
В частности, в течение 2023 года в Дие появились десятки функций и сервисов, доступных непосредственно со смартфонов пользователей. Среди самых важных нововведений:
- Возврат вкладов: теперь Дия позволяет вкладчикам банков, объявивших о банкротстве, без лишних усилий получить возмещение через карту есть еПоддержка – и все это в пределах мобильного приложения.
- Смена места жительства: упрощая бюрократические процессы, Дия позволяет гражданам обновлять свои регистрационные данные всего в несколько кликов, облегчая жизнь украинцев
- Замена водительского удостоверения: замена просроченного, потерянного или поврежденного водительского удостоверения стала еще более удобной. Пользователи могут получить новое удостоверение водителя без лишних усилий с помощью приложения.
Услуга еВосстановление – один из лучших проектов Дии
Одним из ярких проектов, который выделил Мстислав Баник, является услуга еВосстановление, которая обещает ряд преимуществ. Программа предлагает компенсацию за имущество, разрушенное в результате российской агрессии, а также предоставляет жилищные сертификаты тем, чье имущество полностью разрушено, с государственной поддержкой для приобретения нового жилья. В рамках этой инициативы также доступна карта является еВосстановление, подобная карте является еПоддержка.
Программа работает эффективно, подобно "ковидной тысяче", но с ее уникальными особенностями и более широким охватом.
Деньги, полученные через еВосстановление, могут быть использованы на различные цели, такие как приобретение дверей, окон, наем ремонтных бригад и приобретение строительных материалов, что делает ее важной государственной инициативой.
Как работает программа еВосстановление?
Это очень простой процесс:
- Подача заявки: пользователи инициируют процесс, сообщая о повреждении своего жилья или другого имущества через Дию, ЦПАУ или нотариуса, после чего они подают заявку на еВосстановление через Дию.
- Реестр поврежденного и уничтоженного имущества Министерства инфраструктуры: заполненная заявка добавляется в реестр Министерства инфраструктуры, где она обрабатывается и оценивается.
- Привлечение органов местного самоуправления: местные власти играют важную роль в этом процессе, выезжая на место, чтобы осмотреть повреждения, сфотографировать их, оценить масштабы и рассчитать стоимость необходимых ремонтных работ, используя специальные формулы.
- Оплата и завершение: после завершения этих шагов заявители ожидают зачисления средств на свои счета и могут потратить их в магазинах и строительных компаниях, которые являются участниками программы.
Мстислав Баник подчеркнул эффективность программы, признав, что, хотя она не мгновенная, процесс ускоряется по сравнению с традиционными методами.
Кто наиболее активно использует Дию
Руководитель развития электронных услуг рассказал, что сегодня приложением пользуются 19,6 миллиона уникальных пользователей. Он также добавил, что Дию часто используют именно по необходимости. Например, водители, потому что они пользуются водительскими документами. Это также и люди, которые пользуются паспортами, заграничными или ID-картами, например, когда получают посылку, открывают счет в банке и при других условиях.
Также происходят всплески аудитории, например, как при запуске есть еВосстановление или Обмен лампочек. Поэтому, конечно, молодая аудитория более активна, но основная возрастная аудитория у нас – это люди от 25 до 45 – 50 лет. Приблизительно 23% аудитории – это люди старше 55 лет,
– отметил Баник.
Смотрите также В Дие анонсировали новый грант для бизнесов: кто может претендовать на 10 тысяч евро
Над чем работает команда Дии и что ей мешает
Работа над Дией продолжается постоянно и команда имеет немало проектов услуг в своем бэклоге, однако не все из них можно реализовать именно сейчас, поскольку все зависит от многих факторов. Мстислав Баник рассказал, что у команды в планах десятки услуг, однако время от времени возникают какие-то срочные проекты, такие как Обмен лампочек.
Запуск каждой услуги предполагает не только разработку со стороны Дии, но и со стороны соответствующего государственного органа,
– объясняет Мстислав.
Он привел несколько важных примеров, как перерегистрация автомобилей через приложение – в этом случае к услуге также приобщено Министерство внутренних дел.
В Дие доступны десятки услуг для украинцев / Фото Минцифры, предоставленное 24 Каналу
Что касается еВосстановления, то здесь часть работы возлагается уже на Министерство инфраструктуры. Баник отмечает, что готовность системы со стороны Министерства является критически важным фактором. В итоге команда Дии может быть готова к реализации определенной услуги, однако все будет зависеть от того, готово ли профильное Министерство к реализации конкретной услуги.
Кроме того, Мстислав Баник назвал несколько главных составляющих в разработке услуги. Одним из ключевых факторов является вопрос законодательства, потому что любая актуальная услуга в том виде, в котором она появляется в Дие, по словам Баника, не предусмотрена старым законодательством.
Если мы говорим о комплексных услугах, таких как растаможка, то это довольно сложный, тяжелый проект. Это фактически целая реформа. И технически, например, мы готовы запускать растаможку в какой-то краткосрочной перспективе, но до сих пор парламент не определил окончательную формулу,
– объясняет Мстислав.
Другим фактором является именно техническая разработка со стороны того или иного министерства. В то же время руководитель по развитию электронных услуг в Дие отметил, что после стольких лет работы все движется оперативно, в отличие от ситуации, которая была в начале.
"Например, мы полтора года ждали, пока Министерство социальной политики разработает новую электронную Единую информационную систему социального страхования, чтобы к ней можно было подключаться. Раньше, до того, некуда было подключаться, не было возможности запускать электронные сервисы связанные с социалкой", – рассказывает Баник.
Дия – superapp государственных услуг
Неоднократно Дию называли суперапом – приложением, которое объединяет много различных функций. Мстислав Баник объяснил, что сегодня Дия действительно является неким мультитулом государственных услуг, который позволяет пользователям получить ряд документов и справок сразу в смартфоне.
У нас уже есть отдельно государственные услуги, документы, электронная подпись, опрос как форма электронной демократии, социальные выплаты. И это все делает Дию суперапом,
– отмечает Баник.
Мстислав Баник / Фото Минцифры, предоставленное 24 Каналу
Будет ли использовать Дия искусственный интеллект
Команда Дии видит приложение как универсальный инструмент, который под рукой пользователя на все случаи жизни. Дия продолжает активно развиваться и в ближайшие несколько лет она, вероятно, получит немало интересных функций и возможностей, связанных с технологиями на основе искусственного интеллекта.
Мы точно будем использовать во многом искусственный интеллект, будем использовать большие данные для того, чтобы прогнозировать, какие услуги нужны будут человеку в тот или иной момент жизни, и проактивно их предлагать,
– рассказал Мстислав.
Смотрите также Новый ИИ спроектировал работу всего за 26 секунд без помощи суперкомпьютера
Вероятно, одним из первых таких проектов будет чат-бот Надия, о появлении которого ранее уже говорили в Минцифре. По словам Баника, этот проект требует немало работы. В то же время к нему относятся очень ответственно, ведь виртуальный ассистент должен помогать человеку и делать он это должен безошибочно.
Баник отмечает, что когда человеку нужна помощь, искусственный интеллект должен все решить и дать на 100% правильный ответ. Поэтому сейчас команда продолжает изучать и прокачивать все для того, чтобы на момент готовности запустить качественного помощника, в работе которого она будет уверена.