Вопрос

Вопрос первый. Ученые много лет ищут внеземную жизнь на других планетах. Если она действительно существует, нам нужно как-то с ней общаться. И прежде всего – понять их могу, если таковая будет.

Наняло ли NASA лингвиста, чтобы тот научился общаться с инопланетянами?

Микрофон
Микрофон / Фото Unsplash

Ответ: нет, NASA никогда не нанимало лингвиста для такой работы, ведь в основном ученые ожидают найти в космосе примитивную жизнь вроде бактерий. Такой сюжет показали в фильме 2016 года "Прибытие" от Дени Вильнева.

Вопрос второй. Сегодня вокруг Земли находятся тысячи спутников. Среди них есть исследовательские зонды, вроде "Хаббла" или "Джеймса Уэбба". Последний не так давно столкнулся с проблемой: небольшой метеороид встретился с одним из зеркал самого дорогого в истории человечества аппарата, повредив его. Это повлияло на возможности телескопа.

Летала ли команда астронавтов в космос, чтобы починить один из телескопов прямо на орбите?

Джеймс Вебб
Телескоп James Webb / Коллаж 24 Канала/NASA

Ответ: да, но это был не "Джеймс Вебб". Миссия STS-61 была первой миссией NASA по обслуживанию космического телескопа "Хаббл". Она длилась почти 11 дней, в течение которых членам экипажа пришлось совершить пять выходов в открытый космос, чтобы отремонтировать оптические приборы "Хаббла". Эта миссия до сих пор считается одной из самых сложных в истории.

Вопрос третий. Угроза столкновения Земли с массивным астероидом всегда реальна. Один такой когда-то завершил продолжающийся процесс вымирания динозавров. Поэтому ученые ищут способы противостоять этому. Например, рассматривают возможность подрыва ядерных бомб, чтобы рассыпать космическую каменюку в щепки.

Правда ли, что NASA отправило космический корабль в космос, чтобы он столкнулся с астероидом?

Астероид
Астероид / Фото Freepik

Ответ: да, это правда. В 2022 году космический аппарат "DART" столкнулся с астероидом Диморфос, изменив его траекторию полета. Таким образом ученые надеются отталкивать опасные объекты от нашей планеты.

Вопрос четвертый. Космическая среда является весьма агрессивной для человека. Даже прочные защитные костюмы порой могут не справляться с воздействием.

Правда ли, что один из астронавтов временно потерял зрение во время выхода в открытый космос, но все равно продолжил выполнять свою задачу и успешно вернулся на борт МКС?

Астронавт
Астронавт / Фото Unsplash

Ответ: да, это правда. Во время своего первого выхода в открытый космос канадский астронавт Крис Гедфилд временно ослеп после того, как капля мыльного раствора попала ему в глаза. Гэдфилд был уверен в своих силах, поэтому наземная команда разрешила ему продолжить работать. В конце концов глаза астронавта перестали слезиться, и он смог закончить работу.

Вопрос пятый. Сегодня люди совершают длительные космические миссии, которые могут затягиваться на многие месяцы. Человечество уже высаживалось на Луну, отправляло зонды на Марс и Венеру, много лет находится на МКС, а также собирается соорудить колонии на других планетах. Чтобы такие поселения могли существовать, колонистам нужен постоянный источник пищи, поэтому ученые активно экспериментируют с выращиванием овощей в космосе.

Так правда ли, что астронавтам удалось вырастить картофельное поле на другой планете?

Садоводство
Картофель в теплице / Фото Unsplash

Ответ: Нет, не правда. Это сценарий фильма "Марсианин" с Мэттом Дэймоном, где его персонажа попытаются спасти с Марса, пока он пытается выжить в сложных условиях. В частности, в планетарном реголите он вырастил много картофеля. В реальной же жизни люди смогли вырастить лишь несколько кустов томатов и перца в контролируемой среде МКС.

Вопрос шестой. Человечество уже летало к Луне, а также делало много попыток запустить к спутнику различные аппараты. К сожалению, не все такие миссии были удачными.

Правда ли, что во время полета на Луну на корабле взорвался кислородный баллон, из-за чего экипажу пришлось возвращаться на Землю?

Луна
Луна / Фото Unsplash

Ответ: да, это действительно произошло, и об этом есть фильм на основе реальных событий. Во время миссии "Аполлон-13" взорвался кислородный баллон, в результате чего вышли из строя электроника и система жизнеобеспечения корабля. Поскольку о посадке на Луну больше не могло быть речи, экипаж облетел вокруг Луны и благополучно вернулся на Землю. Инцидент подробно показали в фильме "Аполлон-13" с Томом Хэнксом.

Результаты

Подсчитайте ваши ответы.

• Если ответили правильно только на два вопроса, ваши знания о космосе нуждаются в некотором пополнении.
  • Если же разгадали четыре – поздравляем, это средний уровень и довольно неплохие знания.
  • Ответили правильно на все шесть? Сразу заметно нашего постоянного читателя или читательницу.