На Донбассе не введено военное положение. Соответственно, все учереждения, в том числе и ВУЗы продолжают работать в штатном режиме. Как, на сегодня, обстоит ситуация с подачей документов на поступление. Насколько цифра подавших заявления на поступление отличается от прошлогодней? Какой средний конкурс в ВУЗы Донецка на сегодня, если можно, дайте сравнительный анализ по предыдущим годам?

Военное положение ввели только представители ДНР, но и до этого активность в работе вузов упала до самой низкой планки. На местах остались хозяйственные работники и частично ответственные за работу в деканатах и отделов кадров. Преподавательский состав ушел в отпуска и, как я понимаю, раньше сентября выходить не будет, а может, и вовсе напишут заявления и переедут в другие области или уйдут на пенсию (а таких, как я говорил ранее около 70 процентов).

Подача документов проходит в такое тяжелое время довольно живо, университеты делают все возможное со своей стороны, обеспечив абитуриенту самые лояльные условия, урезав бюрократические процедуры: так разрешили сдавать документы в магистратуру родственникам, имея при себе заявления от абитуриента. Подготовлены бомбоубежища и на территории вузов работают сотрудники с кафедры ГО, за что им большое спасибо.

Что касается количества заявлений, то тут ситуация наблюдается не самая хорошая для вузов, но и не трагическая, как многие скептики прогнозировали. Да, абитуриентов мало, но они есть, если не лично присутствуя в вузе, то подав документы в электронной форме через регистрационный сайт, значит люди надеются на лучшее и хотят учиться в вузах Донбасса. Многие специальности еще раз доказали свое главенство в вузах и, можно сказать, по стране в целом. Количество заявлений ничуть не изменилось с предшествующими годами (право, финансы, экономика предприятия, международная экономика, международные отношения, компьютерные науки, метрология). О цифрах пока говорить рано, но я постараюсь провести анализ и опубликовать его в следующем интервью.

В августе должны начаться вступительные экзамены. В каких условиях они будут проходит в Донецке, и как, по Вашим прогнозам, это скажется на предстоящем учебном году?

Кроме того, насколько нам известно, ведутся переговоры между советом ректоров и министерством образования об упрощении процедуры поступления в ВУЗы региона. Суть, если мы правильно поняли - простое собеседование+усреднённый ранжированный бал внешнего тестирования после школы и прямое зачисление по совокупным результатам. Без традиционных вступительных экзаменов.

Ваше мнение. как Вы относитесь к такой инициативе? как это может повлиять в на качество абитуриентов? и качество специалистов в будущем?

Что касается экзаменов, я знаю точно, что их перенесли на сентябрь, это касается творческого задания для поступления на журналистику. Также перенесены сроки экзаменов для поступающих с техникумов и институтов, на ускоренные формы обучения и на магистров со специалистами. Всему причина -- сдвиг графика учебного года и начало его в октябре.

То что вы говорите об упрощении процедуры поступления, это бессмысленные варианты и я уверен, что такого не будет, экзамены наоборот вводят и заменяют собеседования, примером тому есть поступление на второе высшее образование, там собеседование отменено. Я на ректорских советах не бываю и ели бы даже пригласили -- не пошел , половина людей там не соответствуют уже своим должностям, и в такое тяжелое время находятся далеко от своего вуза на отдыхе за границей. Я много слышал и читал различных версий и различных предложения, то по снижению проходных баллов для абитуриентов из восточных областей, то о различных льготах для них. Мое мнение, что эта игра двойных стандартов пагубна как для образования, так и для социального аспекта развития, а тем более это приводит к расколу украинского народа, ТАК МЫ В ЕВРОПУ НЕ ПРИДЕМ! Я нацелен в сторону равных прав в образовании, но со льготами на проживание студентов, и получение повышенной стипендии студентами из Донецкой и Луганской области (и то не за счет вуза, а за областной бюджет той области где он учится), как прожить человеку в чужом городе? и которому не могут помочь родные, даже простой посылкой с родины, это должен понимать каждый. Сейчас настало время когда надо поднять планку конкурсного балла и переходить от количества к качеству, мы раскормили большой штат вузов в стране и теперь не можем понять, что делать с ними и их активами, которые изношены до придела. Например, многие студенты будут замерзать зимой , это касается ДонНТУ, который каждый год просит денег на погашения коммунальных платежей, так это я говорю о государственных учреждениях, а что тогда думать о частных, которые «и не тонут, и не учат». Проведение жестких аккредитаций таких и закрытие многих из них даст новый, здоровый виток развитию среднего образования: техникумов, лицеев, училищ. Человек должен проходить этапы становления профессионализма, а не прыгать со школы хоть на какую-то специальность для получения диплома, который не котируется на рынке труда ни дома, ни, тем более, за рубежом. Еще одну главную и очень больную тему для меня я хотел обсудить с читателями - это проблема дистанционного обучения, которую мы не решили за долгие годы, и за которую, я думаю, нужно спросить с многих ректоров вузов. Теперь у них болит голова, как и где учить заочников, как они приедут на экзамены. В то время, как можно было проводить учебный процесс и не ссылаться на отсутствия студента в вузе. В свое время я разрабатывал систему дистанционного образования и просил руководство ДонНУ обратить на это внимание еще в 2008 году за минимальные сметные расходы (300 тыс. гр) , на что получил отказ в связи с нехваткой средств и отрицательной оценкой преподавательского состава университета, который не желает работать с компьютерами и не хочет создавать базу лекций, боясь потери авторских прав. Я предлагал защищённую систему, где выиграл бы и студент и преподаватель, мог привлечь абитуриентов по всему миру. А теперь эти лекции кому будут нужны? Это еще раз доказывает, что наши преподаватели больше думали о себе, а не о студентах.

Очень важный и болезненный вопрос для многих. В случае недобора абитуриентов, администрациям ВУЗов придётся корректировать преподавательскую нагрузку. Иными словами - сокращать штат преподавателей.

Понятное дело - в первую очередь пострадают пенсионеры. На словах - это реализация концепции о новой волне преподавателей, о которой мы частично говорили в первой части нашего интервью. Однако есть и другая сторона этой медали - ведь после стабилизации ситуации в регионе будет весьма проблематично укомплектовать преподавательский штат.

Не есть ли это угроза для будущего образования? Ваше мнение?

Деканы и заведующие кафедрами стараются каждый год не обидеть коллег в распределении нагрузки, но как всегда молодёжь получает только «остатки», и в той ситуации, что сейчас, они вообще не получат ничего. Нужен срочный координационный приказ по вузам со стороны министерства, где четко будет расписаны все критерии и выведено грамотное распределение нагрузки для преподавателей. А пенсионеры должны понять, простить и уйти. Дорогу молодым!

О каких проблемах комплектации штата вы говорите, это не та проблема, за которую надо переживать, на хороших факультетах есть всегда резервы в виде аспирантов и они закроют прорехи, если нужно. При умелом руководителе переживать не за что.

Первого сентября студенты должны начать учебный процесс. Какова ситуация с условиями для обеспечения их обучения и быта (общежития, учебные корпуса)? И каковы будут действия руководства, если ситуация не стабилизируется до конца лета?

Важнейший вопрос. Я с тревогой к нему отношусь, так как знаю условия и быт студента и с уверенностью могу сказать, что университеты не готовы обеспечить условия достойные для проживания, питания и, что тоже важно, культурного отдыха своих студентов. Могу сразу сказать, что донецкие студенты будут мерзнуть и греть воду на кухонных печках, с расселением будут очень большие проблемы, так как комнаты заняты боевиками и их семьями, все будет печально и у студентов будет больше болеть голова о быте, чем об учебе. Руководство, как всегда сошлется на Киев, сгонит студентов в общую кучу в более-менее нормальные помещения и все…

Дорогой студент, готовьтесь к условиям , как в «12 стульях» -- «общежитие имени монаха Бертольда Шварца», лучше не будет.

Как Вы считаете, не начнется ли после окончания нынешнего конфликта на востоке Украины "охота на ведьм" в ВУЗах?

Охота на ведьм в вузах -- тяжелый вопрос, тут все зависит от правоохранительных органов: если есть предпосылки, то чистки будут. Вы поймите меня правильно, преподаватель может дома говорить о своей любви к власти, а на лекциях заниматься предметом и не промывать слушающим мозги, не вербовать воевать, тем более. Я считаю, те, кто этим занимался, должны ответить по строгости закона. Но я думаю, таких будет мало -- наши преподаватели в большинстве своем люди разумные.

Беседовала Вероника Миронова