Поэтому Виктор Кириченко, руководитель онлайн-маркета проверенных продавцов Bigl.ua, рассказал о возможных ситуациях мошенничества и дал рекомендации, как сделать покупки максимально безопасными.
Читайте также: Квартиры, машины и монеты с острова Ниуэ: чем богата Украина и что продает украинцам?
Что делают недобросовестные продавцы?
Есть пять схем обмана покупателей. Большинства из них можно избежать, просто зная о возможности такого развития событий:
1. Предоплата. Мошенник несколько месяцев прилежно работает на площадке или просто ворует доступ к аккаунту популярного продавца. Он размещает самые ходовые товары в интернет-магазине, не имея в реальности никакой продукции. После ставит на них очень низкую цену. Покупатель не верит своей удаче и делает заказ.
После этого мошенник просит полную или частичную предоплату, потому что "покупателей много, а количество товара ограничено". Цена слишком хороша и покупатель решается отправить деньги заранее. Дальше продавец сбрасывает фальшивый номер накладной и обещает доставку в течении 2-3 недель (на самом деле – никогда). И исчезает. В итоге клиент не получает свой заказ, и связь с продавцом обрывается.
2. Посылка с имитацией товара. Схема та же, что и с предоплатой. Одно отличие – продавец действительно отправляет посылку и дает реальный номер накладной. Только перед отправкой он успешно отговаривает покупателя от оплаты заказа наложенным платежом. Убеждает, что перевести на карту деньги за заказ будет для клиента выгоднее. Тем более, оплачивать нужно после отправки товара, потому это безопасно.
Покупатель соглашается, проверяет статус посылки – она отправлена, вес и габариты совпадают, и переводит деньги. Через время он приходит забрать заказ, а там – имитация товара. Вместо мобильного телефона, например, – похожий по весу и размеру кусок дерева, вместо дорогой одежды – ветошь. И вернуть деньги покупатель не может, потому что связь с продавцом оборвалась.
3. Бракованный товар, который нельзя заменить. Покупатель заказывает товар с оплатой наложенным платежом. Через время забирает посылку в отделении почты. Товар он проверяет не тщательно, подтверждает получение заказа и отправляет деньги продавцу. Только через время покупатель обнаруживает дефект или брак в продукте. Он сразу же обращается за заменой к продавцу. Тот отказывается обменивать товар, и в появлении дефекта обвиняет самого покупателя.
4. Ошибочная цена. Покупатель видит отличную стоимость товара. Заказывает его доставку почтой и оплату наложенным платежом. Долго ждет посылку. Когда все таки получает, он узнает, что должен перечислить продавцу большую сумму, чем они договаривались. Покупатель может отказаться от заказа и отправить его обратно продавцу. Но многие из-за долгого ожидания товара, соглашаются заплатить больше.
5. Фальшивые характеристики. Продавец добавляет в описание товара характеристики другого продукта, более дорогого и качественного. Поднимает цену на товар. Покупатель видит этот продукт впервые, не сравнивает его характеристики на разных сайтах. Он заказывает и получает товар. Если продавец подменил неочевидные характеристики (уровень шума стиральной машины, класс энергоэффективности), покупатель может и не узнать, что купил дешевый товар по цене дорогого. Продавец же, обманув так несколько покупателей, может изменить описание товара на оригинальное.
Читайте также: Звезду заказывали? Топ-10 закупок артистов к праздникам
Как обезопасить себя от мошенничества?
Для избежания каждого из перечисленных схем мошенничества, есть главное правило и ситуативные рекомендации. Главное правило звучит так: всегда покупайте на маркетплейсах только через корзину. Такие сделки торговые площадки могут отследить и, в случае мошенничества, помочь с решением проблемы. А вот если заказать товар по телефону, подтвердить действительность сделки специалисты онлайн-маркета не смогут. Это может стать преградой в доказательстве того, что вас обманули.
Ситуативные рекомендации появились вследствие конкретных случаев мошенничества и чтобы помочь их избежать. Если следовать всему этому комплексу советов, тогда покупки станут максимально безопасными:
1. Не перечисляйте предоплату на карту или интернет-кошелек не проверенным продавцам. Если вы решились на это, обязательно проверьте его рейтинг и изучите отзывы о них предыдущих покупателей. Но лучше все же пользуйтесь курьерской доставкой с постоплатой или сервисом почтовых наложенных платежей. Платите только за продукты без дефектов и неполадок.
2. Тщательно проверяйте товар при получении. Не обращайте внимание, если курьер или работник почты вас торопит подписать акт получения товара. Проверять товар — ваше законное право. Как и отказаться от оплаты некачественного продукта.
3. Если после получения заказа вы обнаружили неполадки в работе товара, не пытайтесь его разобрать или починить. Особенно это касается техники. Оставьте это гарантийному сервису. Если вы сорвете пломбу, ответственность за дефект и оплата ремонта лягут на ваши плечи. И вряд ли вы сможете доказать, что он уже был с неполадками до вмешательства.
4. Если стоимость товара при получении окажется завышенной, свяжитесь с продавцом. Объясните, что вы готовы заплатить только оговоренную цену. Если продавца это не устраивает, подчеркните, что вы не станете забирать и оплачивать товар, а расходы на доставку (пересылку) лягут на его плечи. После такой ситуации обязательно расскажите о ней в отзыве и обратитесь в службу поддержки маркетплейса.
5. По возможности проверяйте характеристики товара на его сайте производителя или на нескольких других ресурсах. Так вы не купите товар дороже его средней стоимости.
Что делать, если встретили недобросовестного продавца?
Однозначно обратиться в службу поддержки маркетплейса и правоохранительные органы. Если вы выполнили главное правило покупок на маркетплейсах, о денежных потерях не волнуйтесь. Все сделки, оформленные через корзину, на большинстве торговых площадок попадают под программу защиты покупок. Это значит, что вам вернут деньги за заказ, который вы оплатили и не получили (или получили некачественный товар). К примеру, онлайн-маркет Bigl.ua возмещает до 5 тысяч гривен, маркетплейсы Prom.ua и Crafta.ua — до 3 тысяч грн.
Чтобы получить денежную компенсацию, нужно детально описать ситуацию специалистам службы поддержки. Также приложить все доказательства мошенничества: номер заказа, письмо/скриншот смс о его статусе, чек, переписку с продавцом. И самое главное — копию заверенного заявления в правоохранительные органы и выдержку с ЕРДР с указанным номером дела. С обращением в милицию поможет служба поддержки маркетплейса.
Несмотря на компенсации, помощь службы поддержки и счастливую развязку ситуации, вы потратите на это кучу личного времени. Чтобы такого не произошло, возьмите эти пять рекомендаций за привычку и расскажите о них близким. Минимизируйте риск мошенничества и во время их шоппинга в интернете.
Читайте также: Спрос без границ: ТОП-8 самых неожиданных закупок украинских госучреждений