Кто и как помогает теневому флоту?

Один из объектов расследования – работающий как топливная станция танкер Rina, заправляющий топливом суда, проходящие через датские проливы, сообщает 24 Канал со ссылкой на LRT.

Смотрите также Экспорт под угрозой: танкеры отказываются перевозить российскую нефть из-за санкций США

Среди них есть танкеры из российского теневого флота, которые помогают обходить западные санкции. Еще один танкер, который может им помогать, – Zircone.

Rina и Zircone принадлежат компании FB Trade, зарегистрированной в Дубае. Однако ее связи и настоящие владельцы ведут к балтийскому бункеровочному гиганту Fast Bunkering, который до недавнего времени работал в порту Клайпеды (Литва):

  • Между июнем 2024 года и мартом 2025 года танкеры-бункеровщики Rina и Zircone совершили 286 операций между судами, заправив 177 нефтяных.
  • Из них по меньшей мере 159 заходили в российские порты незадолго до или после этих перевозок.
  • По меньшей мере 20 из этих танкеров имели четкие признаки того, что они являются частью российского теневого флота.

В частности, эти суда не имели страхового покрытия ни от одного члена Международной группы клубов P&I, а их владельцы и управляющие компании были зарегистрированы вне юрисдикции коалиции по ограничению цен на нефть,
– сказал аналитик Анатолий Кравцев.

В течение почти 10 месяцев два корабля заправляли их топливом по меньшей мере 30 раз. Хотя ни одно из 177 судов, которые обслуживали Rina и Zircone, не было под санкциями во время заправки, как и Fotou, еще 19 их танкеров-клиентов позже были добавлены в санкционные списки ЕС, США или Великобритании.

Еще 27 упоминаются как такие, что принадлежат теневому флоту или связанные с санкционными организациями в базе данных OpenSanctions, которая отслеживает международные санкции.

Еще одна компания Tintrade, которая принадлежит Fast Bunkering, имела контракт с белорусской фирмой, связанной с подсанкционным олигархом. Нефтепродукты импортировались в ЕС с использованием поддельных таможенных кодов и впоследствии транзитом проходили через порты Эстонии и Латвии.

NT Bunkering AS и Fast Bunkering SIA – поставляли около 1,5 миллиона тонн судового топлива ежегодно / Графика LRT

Российское топливо в Литве

Данные, собранные журналистами, свидетельствуют о том, что российское топливо могло попасть в Клайпеду в Литве. Финансовые отчеты показывают, что в 2022 году литовская компания Saurix Kuras приобрела у NT Bunkering нефтепродуктов на сумму более 30 миллионов евро.

Источники, знакомые с документами компании, утверждают, что топливо российского происхождения было доставлено в Клайпеду танкером быстрой бункеровки Ristna, затем перегружено в Grumant и поставлялось клиентам Saurix Kuras.

После введения санкций происхождение топлива систематически маскировалось в сертификатах, указывая Казахстан и другие страны вместо России, откуда на самом деле происходила продукция.

На фоне растущего правового и общественного давления член правления признал, что санкции разрушили бизнес-модель Fast Bunkering. К 2024 году компания продала свои танкеры для Балтийского моря.

Однако, это расследование показывает, что, несмотря на смену владельцев, два судна группы, Rina и Zircone, остаются под контролем компаний, связанных с Fast Bunkering. Они до сих пор продают топливо танкерам, перевозящим российскую нефть, в частности тем, что принадлежат теневому флоту.

Что известно о теневом флоте России?

  • Теневой флот России состоит из 17% всех нефтяных танкеров мира и насчитывает около 940 судов. Российские танкеры используют сомнительное страхование и работают под чужими флагами, чтобы избежать санкций и ценового потолка на нефть.

  • Российский теневой флот сбрасывает нефтяные отходы в европейские моря. Ликвидация масштабного нефтяного разлива от одного танкера может обойтись в 1,4 миллиарда евро. Если виновника не удастся идентифицировать, расходы, вероятно, лягут на европейских налогоплательщиков.