Французский мираж для ВСУ: на что способны самолеты Mirage 2000 и какие боевые задачи будут выполнять
.
Еще в июне 2024 года президент Франции Эммануэль Макрон объявил о предоставлении Украине истребителей Mirage 2000. Кроме того, Париж вместе с союзниками, которые также имеют на вооружении эти самолеты, взялись за организацию обучения украинских пилотов.
8 октября стало известно, что перед предоставлением Украине боевые самолеты получат новое оборудование. И уже в первой половине 2025 года Mirage 2000 могут быть взяты на вооружение Украины.
Что известно об этих французских бомбардировщиках и модификации, которую получит Украина, как они могут усилить наше государство и каковы возможности Mirage 2000 – читайте в материале 24 Канала.
Украина получит "миражи"
Министр вооруженных сил Франции Себастиан Лекорню заявил, что работы по модернизации самолетов на авиабазе Кадо в Жиронде и обучение пилотов завершатся в такие сроки, которые позволят отправить их в Украину в первой половине 2025 года. Основными акцентами в модернизации являются усиление вооружения и средств РЭБ.
Цель состоит в том, чтобы оснастить их боевыми возможностями класса "воздух-земля". И усилить их систему радиоэлектронной борьбы. Но важнейшим аспектом является подготовка пилотов и механиков, которая продолжается в Нанси,
– рассказал министр.
Подобный тезис 19 октября высказал и министр по делам Европы и иностранных дел Франции Жан-Ноэль Барро. Он подтвердил, что первые самолеты Mirage 2000 будут предоставлены Украине в начале следующего года. Кроме того, отметил, что Франция будет готовить пилотов для этих самолетов.
Впервые о предоставлении самолетов Mirage 2000 6 июня 2024 года заявил Эммануэль Макрон во время празднований по случаю 80-й годовщины высадки союзников в Нормандии во время Второй мировой войны – переломного события, которое позволило освободить Францию из-под оккупации и изменить ход боевых действий. Кроме того, тогда французский лидер заявил о предоставлении разрешения применять французское оружие, в том числе и ракеты SCALP-EG для поражения целей на территории страны-террориста.
Однако, если Германия предоставит свои дальнобойные ракеты Taurus, это потребует дополнительного переоборудования еще ряда Су-24М для того, чтобы интегрировать немецкие ракеты.
Поэтому получить от Франции носители их ракет – отличный вариант. Правда, сейчас несколько непонятно, действительно ли Париж предоставляет носители ракет. Дело в том, что Франция предоставляет Украине модификацию Mirage 2000-5 – она значительно новее, чем 2000D.
Версия, которая есть на вооружении у Франции, не является носителем крылатых ракет, и главное назначение этих самолетов – прорыв вражеской ПВО. Однако в экспортной вариации, которую в свое время Франция продала Греции, есть возможность оборудовать борта дальнобойными ракетами для дальнейших ударов по вражеским целям.
Mirage 2000 на вооружении в Греции / Фото flickr.com
Характеристики самолетов Mirage 2000
История французских самолетов началась еще в 1970-х годах. Разработала новые истребители компания Dassault Aviation – в марте 1978 года первая модель совершила успешный полет. На вооружение Франции самолеты поступили через 6 лет после испытания.
Самолет спроектирован по схеме утки с низкорасположенным треугольным в плане крылом, имеющим угол стреловидности по передней кромке 58 градусов. Сверху и снизу на каждой консоли крыла расположены воздушные тормоза.
Компания также разработала более десятка модификаций – как для французской армии, так и для экспорта в другие страны.
Истребители Mirage 2000 имеют следующие характеристики:
- экипаж – 1 человек;
- максимальная скорость – 2 340 километров в час;
- боевой радиус – 1 488 километров;
- дальность полета – 3 335 километров;
- практический потолок – 18 километров;
- длина самолета – 14,36 метра;
- высота – 5,30 метра;
- размах крыла – 9,13 метра;
- максимальный взлетный вес – 13,8 тонны;
- двигатель – SNECMA M53-P2, мощность 6 560 лошадиных сил;
- количество точек подвески – 9;
- масса подвесных элементов – 6 300 килограммов.
Стоимость базовой версии самолета Mirage 2000 составляет около 43 миллионов долларов, а для версии 2000D цена может составлять около 65,8 миллиона.
Mirage 2000 / Фото Dassault Aviation
Модификации Mirage 2000
С момента изготовления первых серийных самолетов, разработчики представили также ряд модификаций, таких как:
- 2000С – одноместный истребитель-перехватчик.
- 2000В – двухместный учебно-боевой вариант предыдущей модификации.
- 2000D – ударный истребитель-бомбардировщик, носитель обычного вооружения. Именно на него ориентировался официальный Киев как потенциального носителя крылатых французских ракет;
- 2000Е – экспортная многоцелевая модификация;
- 2000ED – двухместный учебно-боевой вариант модификации 2000Е.
- 2000N – ударный истребитель-бомбардировщик, носитель ядерного оружия.
- 2000R – одноместный разведчик.
- 2000S – экспортная версия 2000D;
- 2000-5 – модернизированная экспортная версия с улучшенными радарами и системой управления.
Украина получит именно последний вариант – одну из самых новых модификаций. Если Украина получит такие же истребители, как в свое время Греция, – то с их помощью можно будет запускать ракеты SCALP-EG.
Но что известно точно: эти модификации в любом варианте являются носителями управляемых авиабомб AASM Hammer (которые Франция обещает предоставлять по 50 единиц в месяц) и ракет MICA.
Если дадут Mirage 2000-5 чисто под управляемые авиабомбы AASM Hammer и ракеты "воздух-воздух" MICA – уже хороший инструмент для ПВО в тыловых районах Украины и для роли "летающей артиллерии" возле линии фронта. А если вдруг будут "Миражи" под дальнобойные крылатые ракеты SCALP-EG – ну так у нас заодно можно будет высвободить Су-24 для "апгрейда" под те же Taurus,
– отметил Иван Киричевский, эксперт издания Defence Express.
Mirage 2000 / Фото Dassault Aviation
Боевое применение
В 1984 году во Франции сформировали первую эскадрилью из истребителей Mirage 2000.
- Первое боевое испытание новых самолетов произошло во время войны в Персидском заливе, где они летали на высотной противовоздушной обороне для самолетов-разведчиков U-2 ВВС США.
- Также французские самолеты участвовали в операциях во время войны в Боснии и в Косово. В 1995 году Армия Республики Сербской сбила один Marage 2000. Члены экипажа выжили, их схватили сербы, но потом освободили.
- В начале 00-х в Афганистане к боевым операциям были привлечены Mirage 2000D. С 2006 года Франция начала заменять эти самолеты на Dassault Rafale. Однако "Миражи" были применены также в 2011 году во время операции в Ливии, а в 2018 – в Сирии.
Mirage 2000 в действии: смотрите видео
В марте 2024 года 2 борта Mirage 2000-5F участвовали в операции в Красном море против йеменских хуситов и сбили 2 беспилотника.Mirage 2000 в Украине
Как отмечал эксперт Иван Киричевский, в любом случае французские истребители усилят Воздушные силы ВСУ. Если Украина получит классические версии Mirage 2000-5, то это позволит пробивать вражескую ПВО, применять против врага авиабомбы и ракеты малой дальности.
Если же мы получим самолеты такой модификации, как в свое время Греция, – ракеты SCALP-EG можно будет применять с французских бортов. С учетом того, что и британские Storm Shadow являются фактически близнецами французских ракет, то это позволит также применять и их.
Таким образом, истребители советского образца, которые сейчас использует Украина и которые были модернизированы под западные ракеты, можно будет переоборудовать под немецкие ракеты Taurus, если Берлин примет это долгожданное решение.
Ранее вопрос целесообразности "Миражей" для Украины вызвал жаркие дискуссии, эксперты и бывший представитель Воздушных сил Юрий Игнат отмечали, что основной авиационной платформой эти самолеты для нас стать не могут. Однако Украина уже получила ожидаемые F-16, а такие самолеты как Migare 2000 могут дополнить авиапарк Воздушных сил и выполнять отличные от F-16 задачи.
В эфире телемарафона представитель Воздушных сил Илья Евлаш отметил, что основными в Украине будут именно американские F-16, однако в будущем наше государство не исключает получения и других самолетов, в частности французских.
Как и все современные боевые самолеты он (Mirage 2000 – 24 Канал) может выполнять эффективно поставленные боевые задачи в соответствии с различными типами – это могут быть воздушные и наземные удары. Конечно, что этот самолет является достаточно современным, однако, как я отметил ранее, F-16 для нас сейчас является приоритетным типом самолетов,
– подчеркнул Илья Евлаш.
В любом случае Франция предоставила мощную помощь Украине, которая позволит усилить наше небо и, возможно, сделать более эффективными удары по вражеским целям как на временно оккупированной территории нашего государства, так и на территории России, ведь теперь запрет на применение французского оружия для ударов по стране-террористу, в частности ракетами SCALP-EG, снят.