Французский мираж для ВСУ: на что способны самолеты Mirage 2000 и какие боевые задачи будут выполнять

8 октября 2024, 14:48
Читати новину українською

.

Еще в июне 2024 года президент Франции Эммануэль Макрон объявил о предоставлении Украине истребителей Mirage 2000. Кроме того, Париж вместе с союзниками, которые также имеют на вооружении эти самолеты, взялись за организацию обучения украинских пилотов.

8 октября стало известно, что перед предоставлением Украине боевые самолеты получат новое оборудование. И уже в первой половине 2025 года Mirage 2000 могут быть взяты на вооружение Украины.

Что известно об этих французских бомбардировщиках и модификации, которую получит Украина, как они могут усилить наше государство и каковы возможности Mirage 2000 – читайте в материале 24 Канала.

Интересно "Глаза" украинской авиации: что известно о ASC 890 – первые самолеты-разведчики, которые предоставляет Швеция

Украина получит "миражи"

Министр вооруженных сил Франции Себастиан Лекорню заявил, что работы по модернизации самолетов на авиабазе Кадо в Жиронде и обучение пилотов завершатся в такие сроки, которые позволят отправить их в Украину в первой половине 2025 года. Основными акцентами в модернизации являются усиление вооружения и средств РЭБ.

Цель состоит в том, чтобы оснастить их боевыми возможностями класса "воздух-земля". И усилить их систему радиоэлектронной борьбы. Но важнейшим аспектом является подготовка пилотов и механиков, которая продолжается в Нанси,
– рассказал министр.

Подобный тезис 19 октября высказал и министр по делам Европы и иностранных дел Франции Жан-Ноэль Барро. Он подтвердил, что первые самолеты Mirage 2000 будут предоставлены Украине в начале следующего года. Кроме того, отметил, что Франция будет готовить пилотов для этих самолетов.

Впервые о предоставлении самолетов Mirage 2000 6 июня 2024 года заявил Эммануэль Макрон во время празднований по случаю 80-й годовщины высадки союзников в Нормандии во время Второй мировой войны – переломного события, которое позволило освободить Францию из-под оккупации и изменить ход боевых действий. Кроме того, тогда французский лидер заявил о предоставлении разрешения применять французское оружие, в том числе и ракеты SCALP-EG для поражения целей на территории страны-террориста.

Ранее украинская сторона настаивала на том, чтобы получить от Франции модификацию Mirage 2000D. Дело в том, что сейчас для использования британских и французских дальнобойных ракет Украина применяет истребители советского образца – Су-24М.

Однако, если Германия предоставит свои дальнобойные ракеты Taurus, это потребует дополнительного переоборудования еще ряда Су-24М для того, чтобы интегрировать немецкие ракеты.

Поэтому получить от Франции носители их ракет – отличный вариант. Правда, сейчас несколько непонятно, действительно ли Париж предоставляет носители ракет. Дело в том, что Франция предоставляет Украине модификацию Mirage 2000-5 – она значительно новее, чем 2000D.

Версия, которая есть на вооружении у Франции, не является носителем крылатых ракет, и главное назначение этих самолетов – прорыв вражеской ПВО. Однако в экспортной вариации, которую в свое время Франция продала Греции, есть возможность оборудовать борта дальнобойными ракетами для дальнейших ударов по вражеским целям.


Mirage 2000 на вооружении в Греции / Фото flickr.com

Характеристики самолетов Mirage 2000

История французских самолетов началась еще в 1970-х годах. Разработала новые истребители компания Dassault Aviation – в марте 1978 года первая модель совершила успешный полет. На вооружение Франции самолеты поступили через 6 лет после испытания.

Самолет спроектирован по схеме утки с низкорасположенным треугольным в плане крылом, имеющим угол стреловидности по передней кромке 58 градусов. Сверху и снизу на каждой консоли крыла расположены воздушные тормоза.

Компания также разработала более десятка модификаций – как для французской армии, так и для экспорта в другие страны.

Истребители Mirage 2000 имеют следующие характеристики:

  • экипаж – 1 человек;
  • максимальная скорость – 2 340 километров в час;
  • боевой радиус – 1 488 километров;
  • дальность полета – 3 335 километров;
  • практический потолок – 18 километров;
  • длина самолета – 14,36 метра;
  • высота – 5,30 метра;
  • размах крыла – 9,13 метра;
  • максимальный взлетный вес – 13,8 тонны;
  • двигатель – SNECMA M53-P2, мощность 6 560 лошадиных сил;
  • количество точек подвески – 9;
  • масса подвесных элементов – 6 300 килограммов.

Обратите внимание! Точная стоимость одного борта самолета неизвестна, а цена может колебаться в зависимости от модификации.

Стоимость базовой версии самолета Mirage 2000 составляет около 43 миллионов долларов, а для версии 2000D цена может составлять около 65,8 миллиона.


Mirage 2000 / Фото Dassault Aviation

Модификации Mirage 2000

С момента изготовления первых серийных самолетов, разработчики представили также ряд модификаций, таких как:

  • 2000С – одноместный истребитель-перехватчик.
  • 2000В – двухместный учебно-боевой вариант предыдущей модификации.
  • 2000D – ударный истребитель-бомбардировщик, носитель обычного вооружения. Именно на него ориентировался официальный Киев как потенциального носителя крылатых французских ракет;
  • 2000Е – экспортная многоцелевая модификация;
  • 2000ED – двухместный учебно-боевой вариант модификации 2000Е.
  • 2000N – ударный истребитель-бомбардировщик, носитель ядерного оружия.
  • 2000R – одноместный разведчик.
  • 2000S – экспортная версия 2000D;
  • 2000-5 – модернизированная экспортная версия с улучшенными радарами и системой управления.

Украина получит именно последний вариант – одну из самых новых модификаций. Если Украина получит такие же истребители, как в свое время Греция, – то с их помощью можно будет запускать ракеты SCALP-EG.

Но что известно точно: эти модификации в любом варианте являются носителями управляемых авиабомб AASM Hammer (которые Франция обещает предоставлять по 50 единиц в месяц) и ракет MICA.

Если дадут Mirage 2000-5 чисто под управляемые авиабомбы AASM Hammer и ракеты "воздух-воздух" MICA – уже хороший инструмент для ПВО в тыловых районах Украины и для роли "летающей артиллерии" возле линии фронта. А если вдруг будут "Миражи" под дальнобойные крылатые ракеты SCALP-EG – ну так у нас заодно можно будет высвободить Су-24 для "апгрейда" под те же Taurus,
– отметил Иван Киричевский, эксперт издания Defence Express.


Mirage 2000 / Фото Dassault Aviation

Боевое применение

В 1984 году во Франции сформировали первую эскадрилью из истребителей Mirage 2000.

  • Первое боевое испытание новых самолетов произошло во время войны в Персидском заливе, где они летали на высотной противовоздушной обороне для самолетов-разведчиков U-2 ВВС США.
  • Также французские самолеты участвовали в операциях во время войны в Боснии и в Косово. В 1995 году Армия Республики Сербской сбила один Marage 2000. Члены экипажа выжили, их схватили сербы, но потом освободили.
  • В начале 00-х в Афганистане к боевым операциям были привлечены Mirage 2000D. С 2006 года Франция начала заменять эти самолеты на Dassault Rafale. Однако "Миражи" были применены также в 2011 году во время операции в Ливии, а в 2018 – в Сирии.

Mirage 2000 в действии: смотрите видео

В марте 2024 года 2 борта Mirage 2000-5F участвовали в операции в Красном море против йеменских хуситов и сбили 2 беспилотника.

Mirage 2000 в Украине

Как отмечал эксперт Иван Киричевский, в любом случае французские истребители усилят Воздушные силы ВСУ. Если Украина получит классические версии Mirage 2000-5, то это позволит пробивать вражескую ПВО, применять против врага авиабомбы и ракеты малой дальности.

Если же мы получим самолеты такой модификации, как в свое время Греция, – ракеты SCALP-EG можно будет применять с французских бортов. С учетом того, что и британские Storm Shadow являются фактически близнецами французских ракет, то это позволит также применять и их.

Таким образом, истребители советского образца, которые сейчас использует Украина и которые были модернизированы под западные ракеты, можно будет переоборудовать под немецкие ракеты Taurus, если Берлин примет это долгожданное решение.

Ранее вопрос целесообразности "Миражей" для Украины вызвал жаркие дискуссии, эксперты и бывший представитель Воздушных сил Юрий Игнат отмечали, что основной авиационной платформой эти самолеты для нас стать не могут. Однако Украина уже получила ожидаемые F-16, а такие самолеты как Migare 2000 могут дополнить авиапарк Воздушных сил и выполнять отличные от F-16 задачи.

В эфире телемарафона представитель Воздушных сил Илья Евлаш отметил, что основными в Украине будут именно американские F-16, однако в будущем наше государство не исключает получения и других самолетов, в частности французских.

Как и все современные боевые самолеты он (Mirage 2000 – 24 Канал) может выполнять эффективно поставленные боевые задачи в соответствии с различными типами – это могут быть воздушные и наземные удары. Конечно, что этот самолет является достаточно современным, однако, как я отметил ранее, F-16 для нас сейчас является приоритетным типом самолетов,
– подчеркнул Илья Евлаш.

В любом случае Франция предоставила мощную помощь Украине, которая позволит усилить наше небо и, возможно, сделать более эффективными удары по вражеским целям как на временно оккупированной территории нашего государства, так и на территории России, ведь теперь запрет на применение французского оружия для ударов по стране-террористу, в частности ракетами SCALP-EG, снят.