В первые недели премьерства Туска возник новый кризис в отношениях Польши и Украины
Источник:
Виталий ПортниковПольские перевозчики после решения суда снова начали блокаду границы с Украиной. Теперь будут заблокированы все важные пункты перевозки товаров через границу Украины и Польши. Организаторы блокады заявили, что собираются продлевать ее по меньшей мере до 8 марта следующего года.
Борьба между политсилами в Польше будет только усиливаться
Блокада украинской границы не только экономический протест, но и важная часть политической борьбы в Польше.
К теме Новое польское правительство и Украина: что ждет отношения между странами в 2024 году
Организатор блокады связан с ультраправыми политическими силами в Польше, объединившимися в партию "Конфедерация", которая до последних парламентских выборов считалась вероятным партнером партии "Право и справедливость" в новой правящей коалиции, если бы у обеих политсил хватило голосов для формирования нового правительства Польши. Однако парламентские выборы, как известно, завершились победой демократической оппозиции.
Электоральные процессы в Польше не заканчиваются, а только начинаются: впереди местные и президентские выборы. Борьба между двумя политическими лагерями будет только усиливаться. В интересах польских правых, которые потеряли власть, и в интересах "Конфедерации", многих лидеров которой подозревают в серьезных политических контактах с Россией, – ухудшить польско-украинские отношения и ослабить позиции нового правительства.
Теперь должно произойти именно то, к чему стремились польские правые в борьбе со своими наследниками в кабинетах в Совете министров – создать такое наследие, которое будет трудно преодолеть. Тем более когда мы говорим о новом правительстве, состоящем из представителей разных политических сил. У представителей этих партий могут быть совершенно разные позиции, когда говорится не просто о польско-украинских отношениях, а о том, как должна развиваться экономика Польши, как должна развиваться европейская интеграция соседних стран и как здесь польской экономике бороться с вероятной конкуренцией со стороны соседей с Востока.
Читайте также Мы долго слышим, что Запад сливает Украину, а как все на самом деле?
Поэтому в первые недели пребывания Дональда Туска в должности премьер-министра Польши возникает новый политический кризис в польско-украинских отношениях. Кризис этот создан не действующим правительством Польши, а его предшественниками и ультраправыми, пророссийскими силами, которые будут делать все возможное и невозможное, чтобы помочь Владимиру Путину выиграть войну против Украины.
А для этого нужно, чтобы и на Западе кто-то блокировал границу. Чтобы и на западной границе нашей страны делалось что-то для ухудшения экономики. Как видим, активисты "Конфедерации" справляются с этой миссией, которая вызывает искренний восторг у российских лидеров.
Возникает вопрос – как эту проблему теперь решить?
Дональд Туск, прежде чем стать новым премьером Польши, обещал, что новое польское правительство сможет преодолеть этот кризис. Однако пока новый премьер не предоставил конкретного плана того, как этот кризис можно будет преодолевать, с кем и кто должен вести переговоры – польское правительство с организаторами протеста, которые враждебно к нему настроенные, или украинские и польские чиновники с представителями организаций, которые устроили протест.
Важно Нужна большая идея, чтобы предотвратить оккупацию Харькова
Кстати, к этому протесту хотят присоединиться и польские фермеры, которые первыми начали действовать так, чтобы было очевидно, что польская экономика будто бы страдает от украинской конкуренции. Хотя на самом деле это ложь.
Более того, организаторы протестов создают проблемы именно для экономики Польши: ликвидируются рабочие места, создаются возможности для соседних стран иметь прибыль от украинских перевозок. В Польше это прекрасно понимают, но от понимания кризис сам по себе не решится.
Нужно искать возможности, чтобы разъединить организаторов протеста из ультраправых, пророссийских сил с теми, кто действительно считает, что украинские перевозки или украинское зерно угрожают польской экономике. А это – создание соответствующих экономических механизмов, которые должны были бы помочь польским перевозчикам и фермерам по крайней мере на этапе российско-украинской войны. Ведь мы не знаем, какими будут ограничения для украинской продукции, когда эта война завершится.
Самая большая проблема это то, что Украина стала частью Европейского Союза с экономической точки зрения на время войны. Все ограничения отменены. Тогда после войны возникает простая, но серьезная дилемма – или вводить эти ограничения снова, или напомнить себе, что когда Украина станет частью ЕС, никаких ограничений уже не будет, чтобы об этом не думали польские перевозчики или фермеры. Именно с этой позиции надо исходить, когда будет регулироваться конфликт, который сейчас является таким опасным для украинской экономики и отношений между Киевом и Варшавой.