Почему Украине не дают ударные вертолеты: важный нюанс
Источник:
Иван КиричевскийПочему нам не дают ударные вертолеты AH-64 Apache или хотя бы AH-1 Viper? Переход на современные ударные вертолеты всегда забирает время и ресурсы. Здесь вопрос в том, кто какую цену готов платить.
Вопросы времени и ресурсов
Например, чтобы "пересесть" на 50 новейших AH-64E Apache, британской армии понадобится "всего" 8 лет времени и 7 миллиардов долларов затрат (где на сами вертолеты приходится лишь половина суммы, остальное – вооружение и сервис).
Интересно Ордер для Путина и атака на беспилотник США: что общего между этими событиями
Польша осенью 2022 года заявила о плане купить 96 вертолетов AH-64E Apache как "придаток" к будущим танкам Abrams. Но тут неизвестно, какую цену придется заплатить и сколько ждать времени. И более того – прежде поляки 6 лет потратили на разного рода бюрократические маневры и незавершенные попытки модернизировать свои Ми-24, прежде чем определиться и объявить о большом заказе на Apache.
Тот же Apache взамен своим ударным Tiger планирует покупать Германия. Но поскольку боеготовые вертолеты нужны "на вчера", то у германского минобороны возник промежуточный вариант приобрести 82 "милитаризованных" H-145M. В частности, с возможностью отстреливать противотанковые ракеты (схожие "полицейские" машины покупало наше МВД по "французскому контракту").
Или менее масштабный пример – Чехия в 2019 году заказала "всего лишь" 4 легких ударных вертолета AH-1Z Viper и 9 транспортных Bell UH-1Y Venom за 600 тысяч долларов. Здесь действительно чудо, что американцы справились с графиком производства и поставили эти машины в обещанный срок – 4 года.
Но даже если "вынести за скобки" вопросы времени и ресурсов, здесь открывается другой вопрос – насколько эффективно в наших условиях смогут показать себя западные ударные вертолеты, как этакая "летучая артиллерия" с дальнобойными ракетами Hellfire.
Те же Apache показали себя эффективными не только благодаря бортовому оружию, но и потому, что ПВО противника было фактически уничтожено. В то же время, наши вертолетчики на Ми-8/17 и Ми-24 буквально прижимаются к земле, чтобы не попасть под прицел плотной российской ПВО у линии фронта.
США собирают для Украины советскую технику по всему миру
Что с нашей стороны, что со стороны россиян вертолеты в нынешней войне играют скорее роль "летучей БМП", чем "летучей дальнобойной артиллерии". Именно по такому концептуальному ракурсу Запад и строил формат поддержки для ВСУ по вертолётам (или другой технике).
К примеру, британцы расценили, что сейчас еще не могут дать авиационные платформы для отстрела своих ракет Brimstone и Brimstone 2 в количестве 1000 единиц, выделенных для ВСУ. Вместо этого дали импровизированные наземные пусковые установки для "партизанского" отстрела этих ракет, которые, очевидно, покажут себя во время будущего наступления.
Важно На войне нужны люди: как одобрить самое важное решение в жизни
США концентрировались на том, чтобы собрать для нас по всему миру максимальное число машин советского образца. Благодаря чему ВСУ получили не только два десятка "афганских" Ми-17, но и несколько Ми-8 от стран Балтии, Ми-24 от Чехии и Ми-17 от Словакии. Отдать свои аналогичные вертолеты Украине готовится Хорватия (14 единиц). При этом уже фигурирует оценочная цифра до 50 вертолетов всех типов, переданных ВСУ в прошлом году.
Американцы надеялись, что еще до 50 вертолетов советского или российского производства смогут собрать в Латинской Америке. Но не удалось, потому что там позиции России оказались слишком сильными. К примеру, Бразилия так и заявила, что не отдаст свои неисправные Ми-35 именно потому, что не хочет злить Россию, которая поставляет 22% всех удобрений бразильским фермерам. Хотя те же Ми-35 в Бразилии стали неисправны именно потому, что подрядчики из российского ВПК деньги взяли, но ремонт машин не произвели.
Интересно Россия превращается в Беларусь: судьба сыграла с Путиным злую шутку
На этом фоне американские СМИ уже начали прогревать свою аудиторию репортажами о том, что нашим вертолетчикам на советских машинах работать опасно и физически сложно. Поэтому для ВСУ нужны Apache.
Здесь логика процесса подсказывает, что изначально в практической плоскости будет решен вопрос по западным истребителям, как инструменту достижения преимущества в воздухе. Уже потом дело перейдет и к практическим вопросам передачи западных ударных вертолетов.
Последовательность только такова. "Перепрыгнуть" не удастся.