В 2016 году Украина ратифицировала Третий факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка. Это не просто еще один международный документ с техническим названием, а механизм, который позволяет ребенку обратиться в Комитет ООН по правам ребенка, если в национальной системе его право так и не было защищено. Далее читайте в эксклюзивной колонке для 24 Канала.

Читайте также "А у меня нет папы": как объяснить ребенку, что его отец на войне и что поможет пережить разлуку

По замыслу, процедура сообщений должна была стать последней линией обороны для тех случаев, когда государство не смогло выполнить своих обязанностей. Но, как свидетельствует аналитическое исследование ОО "Статья 3", за девять лет существования механизм так и не заработал. Украинские дети до сих пор не имеют фактического доступа к нему.

Причины – в отсутствии государственных шагов, без которых он остается формальной возможностью.

Почему этот протокол является важным?

Факультативный протокол о процедуре сообщений не создает новых прав для детей. Все права уже содержатся в самой Конвенции о правах ребенка и первых двух факультативных протоколах к ней. Его роль другая – он предоставляет способ защитить эти права на международном уровне.

И это действительно уникальный инструмент. Дети могут подать сообщение самостоятельно, без участия родителей или государственных служб. Для многих детей в мире такая возможность становится единственным путем заявить о нарушении, которое национальные органы не смогли или не захотели рассматривать.

Конечно, "самостоятельность" остается условной. Язык, юридические термины и умение объяснить обстоятельства – все это создает барьеры. Но сам факт того, что ребенок теоретически может воспользоваться механизмом без взрослых посредников, – важен.

На практике каждое сообщение имеет два последствия. Во-первых, оно может восстановить право конкретного ребенка. Во-вторых, показывает государству, где система дала сбой. Ведь большинство нарушений, которые доходят до Комитета, имеют системный характер: недостаточная работа служб, пробелы в законодательстве, процедуры, которые позволяют затягивать рассмотрение дел.

Устранение таких пробелов – это не только защита одного ребенка, а гарантия, что ситуация не повторится.

Почему за 9 лет от Украины не поступило ни одного сообщения?

Причина проста: государство не создало механизмов, которые делают процедуру доступной.

  • Не определен орган, который отвечает за выполнение протокола.
  • Нет плана имплементации.
  • Не проведен анализ барьеров в доступе детей к правосудию.
  • Не разработаны инструкции или объяснения для детей, родителей, юристов или служб.

В результате механизм существует только в виде ратифицированного соглашения, без какой-либо институциональной поддержки. Возникает логичный вопрос: если ребенок хочет подать обращение, с чего ему начать? Куда обращаться? Как доказать, что национальные средства были неэффективными? Кто может помочь?

Сегодня ответов нет. А когда нет ответов – нет и обращений.

Как это работает в мире?

На сегодня Третий факультативный протокол для защиты прав ребенка ратифицировали 53 страны. Чтобы понять потенциал процедуры сообщений, достаточно посмотреть на реальные примеры, как это работает в мире.

Например, в Испании двое детей марокканского происхождения не могли попасть в школу из-за путаницы с документами и затягивания местных процедур. Национальные органы не обеспечили им доступа к обязательному образованию.

Комитет ООН признал, что годы вне школы составляют непоправимый вред, и обязал Испанию не только обеспечить обучение детям, но и изменить саму административную практику, которая позволяла таким случаям возникать.

Другой случай произошел в Грузии. Трехлетнего мальчика избила воспитательница. Мать обратилась в полицию, но расследование длилось годами и фактически не продвигалось. Комитет установил нарушения и обязал Грузию обеспечить возмещение, а также реформировать процедуры реагирования в детских садах и подготовку персонала.

Оба дела показывают, что механизм не подменяет национальное правосудие. Он дополняет его там, где государство по каким-то причинам не отреагировало должным образом.

Что нужно сделать Украине?

Начать стоит с самого простого – определить ответственный орган. Без этого механизм не может заработать.

Второй шаг – создать и принять план имплементации. Он может быть отдельным документом или частью новой стратегии по выполнению Конвенции о правах ребенка.

Главное, чтобы план описывал реальный маршрут: от фиксации нарушения до возможности обращения в Комитет. Этот маршрут должен быть понятен ребенку или его законному представителю:

  • куда обращаться;
  • как проходить национальные инстанции;
  • как доказать, что они были неэффективными;
  • какие документы собирать;
  • какую поддержку можно получить.

В военное время уязвимость детей только возрастает. Нарушения прав – от доступа к образованию до безопасности и надлежащего расследования насилия – становятся частью ежедневной реальности. Международный механизм мог бы помочь находить и исправлять пробелы, которые в этих условиях особенно критичны. Но он не заработает сам по себе.

Девять лет – достаточный срок, чтобы признать: механизм требует не деклараций, а практических решений.

Факультативный протокол – это инструмент, который может обеспечить дополнительный уровень защиты для украинских детей и помочь государству совершенствовать свою систему. Но пока Украина не определит ответственных и не создаст план имплементации, механизм не станет реальным. Это вопрос организации работы и готовности выполнять взятые обязательства.