Исторический старт
В 10:52 утра по восточному времени (16:52 по Киеву) капсула Starliner с астронавтами NASA Барри "Бутчем" Уилмором и Сунитой "Суни" Уильямс взлетела в космос на борту ракеты-носителя Atlas V компании United Launch Alliance (ULA). Это первый запуск астронавтов на борту ракеты Atlas V за 22-летнюю историю ее существования.
Смотрите также NASA планирует строительство железной дороги на Луне
Экипаж Starliner: Барри Уилмор и Сунита Уильямс / Фото NASA
Задачи миссии
Основной целью Crew Flight Test (CFT) является проверка производительности и возможностей Starliner. Уилмор и Уильямс протестируют ручное управление полетом, аварийные сценарии и другие критические системы.
- Также CFT, имеет целью пристыковку к Международной космической станции (МКС) в 12:15 по восточному времени (18:15 по Киеву) 6 июня.
- Уилмор и Уильямс проведут около восьми дней на борту МКС, проводя серию испытаний для сертификации Starliner – это нужно для следующих пилотируемых миссий.
В случае успеха эта миссия откроет путь к первому полету Starliner с экипажем, Starliner-1, запланированного на 2025 год, в котором примут участие астронавты NASA Майк Финке, Скотт Тингл и астронавт Канадского космического агентства Джош Кутрик.
Момент запуска Starliner с экипажем / Фото NASA
Длинная дорога к успеху
Успешный запуск Starliner является значительным шагом на пути к цели NASA – развертывания двух американских коммерческих кораблей для пилотируемых миссий на МКС. Корни этой инициативы достигают 2006 года, и этот путь был связан со многими вызовами.
Первоначально запланированный на 6 мая запуск CFT несколько раз откладывался из-за технических проблем.
- Первая задержка была вызвана "гудением" клапана на верхней ступени ракеты-носителя Atlas V, что требовало его замены и переноса запуска на 17 мая.
- Следующая утечка гелия в одном из реактивных двигателей Starliner еще больше отсрочила миссию до 1 июня.
- Эта попытка также была прервана из-за выхода из строя источника питания в наземном оборудовании, что привело к сегодняшнему успешному запуску.
Программа коммерческих экипажей NASA началась с инициативы коммерческих грузовых перевозок в 2006 году, направленной на разработку частных роботизированных и пилотируемых кораблей для полетов на МКС.
Первые успехи включали корабли Dragon компании SpaceX и Cygnus компании Northrop Grumman. Прогресс программы привел к заключению первых коммерческих контрактов с экипажами в 2010 году на общую сумму 50 миллионов долларов с пятью компаниями, включая Boeing и SpaceX.
В период с 2010 по 2014 год дополнительные раунды финансирования поддержали дальнейшее развитие.
В 2011 году компания Boeing получила 92 миллиона долларов за Starliner, а в 2012 и 2014 годах и Boeing, и SpaceX получили значительные контракты на разработку своих пилотируемых космических кораблей.
Starliner во время тестовой стыковки с МКС / Фото NASA
Несмотря на многочисленные вызовы и задержки, включая технические проблемы и дефицит финансирования, SpaceX запустила свою первую пилотируемую миссию в 2020 году, а теперь Boeing достиг этой вехи со Starliner.
Путешествие Starliner не обошлось без неудач.
- Его первая беспилотная миссия в декабре 2019 года не достигла МКС из-за ошибки в системе синхронизации.
- После длительных расследований и исправлений в мае 2022 года состоялся успешный полет без экипажа.
- Дополнительные проблемы, обнаруженные в 2023 году, включая проблемы с парашютами и электропроводкой, были решены перед сегодняшним запуском.
Читайте на сайте Зонд NASA Psyche запустил свои инновационные двигатели и вошел в режим крейсерского полета
Ожидается, что МКС будет оставаться в эксплуатации как минимум до 2030 года, и NASA планирует использовать три космических корабля для ротации экипажа: Dragon компании SpaceX, Starliner компании Boeing и российский "Союз". Такая диверсификация обеспечивает избыточность и устойчивость возможностей транспортировки экипажей.