И название меня ужасно раздражало. Почему "навсегда"? Он что, Ленин, прости Господи? А как оно режет слух на английском – "forever". Он что, Spice girls или Канье Уэст? Попсово, хоть режьте.

Но, должен сказать, шановне панство, я приятно удивился. Фильм оказался очень здравым, крепко сделанным. У него динамичный монтаж, хорошая съемка, уверенная режиссура. Никуда не хотелось тыкать пальцем и говорить: "Все как обычно. Умеют испортить". Умеют и снимать. И перед нами – доказательство.

"Лобановский навсегда" оказался очень добротным, европейским фильмом. Он с большой любовью рассказывает о славном "Полковнике" киевского "Динамо" и сборной СССР.
Смотреть было любопытно даже мне, человеку совершенно безразличному к футболу. А это о многом говорит.

Конечно, фильм не безгрешен. Ему порой не доставало закадрового текста, объясняющего несведущим зрителям, о чем речь сейчас, какой это матч, что от него зависло и т. д. Эксперты иногда уходили в слишком профессиональные подробности, и создавался эффект легкой растерянности. Это добавляло фильму чисто семантической шероховатости.

Что совершенно очевидно: авторы вдохновлялись стилем непревзойденного Леонида Парфенова. Человека, который серьезно расширил понятие "документального фильма". От парфеновских "Намедней" и других его проектов здесь эхом отдается многое: ретро-телевизоры со вставками документальных кадров, советские песни, километры изученной хроники и, главное, попытка выстроить контекст.

Про контекст, кстати, довольно любопытно. Я все пытался понять, в чем он состоит в "Лобановском навсегда". Ведь контекст необходим.

Сначала, казалось, речь о ностальгии по славным дням киевского "Динамо". Потом перешло ненадолго на интриги, которые правили миром спорта в СССР. Потом плавно переплыло на урок о том, что "гений всегда прорвется", в какой бы временной период и в какой бы сложной ситуации он не жил.

Все эти три квази-контекста по пути следования фильма отходили на второй план. И это было обидно. Ведь у Парфенова контекст превалирует всегда. Даже когда он рассказывает о Прокудине-Горском, мастере цветной фотографии, получается рассказ о развале Российской империи.

Здесь же контекст постоянно ускользал, попросту рассказывая биографию Лобановского, но не объясняя, почему все-таки он "навсегда"?

Но в результате контекст получился. Не уверен, что таковым его видели создатели, но он получился вот каким: не всегда важно, сколько матчей выиграла твоя команда. Может быть великий Лобановский так и не смог стать триумфатором Лиги чемпионов, а сборная СССР проиграла Бельгии на ЧМ в 1986 году. Даже не будучи генералиссимусом (т. е. не выигрывая все-все-все), и проигрывая иногда сражения, все равно можно выиграть войну за свое имя. Чем-то волшебным: своей аурой, энергией, талантом, стилем. А иногда даже флегматичностью и ямочкой на подбородке. В таком случае даже победы иногда не важны.

Но не стоит меня слушать. Это исключительно мое идеалистическое крючкотворство, требующее постоянного стремления к совершенству.

И фильм "Лобановский навсегда" – это серьезные шаг вперед для отечественной документалистики, подтверждающий, что у нас есть и будет не только Лозница. И это очень хорошо.

Я советую всем поддержать фильм походом в кинотеатр, потому что только так и строится индустрия. Когда зрители демонстрируют, что им нужны не только тоскливые мыльные оперы. Уверен, зрители захотят увидеть фильм о великом – без преувеличения – украинце. В интересном, хорошем, фильме, который придется по вкусу даже избалованным киноманам. Умеют же, если хотят.

Но, мне все равно кажется, создателям необходимо было убрать это "навсегда" из названия. Потому что ничего хорошего в вечности, в "навсегда", нет. И кажется мне, просто "Лобановский" звучало бы намного сильнее. Перефразируя Пушкина: "Все в имени моем". Без вопросительного знака. Точка. Все действительно в его имени. Ему совсем не нужны лишние слова.

Читайте также: Украинский фильм о крымских татар победил на международном кинофестивале в Амстердаме