Недавно, то есть в начале мая 2017-го года, вышло новое интервью российского поэта и писателя, публициста, журналиста, критика, радио- и телеведущего Дмитрия Быкова с бывшим бизнесменом, бывшим заключенным, а ныне политиком в эмиграции Михаилом Ходорковским.
Его новое интервью отличается от предыдущих масштабностью поставленных проблем. Конечно же это большая тема и большая проблема. Однако я выделю несколько принципиальных и болезненных для России вопросов, которые, на мой взгляд, российские интеллигенты, лидеры общественных мнений и новые политики не видят.
Итак, Быков говорит о том, что у него есть ощущение, что русская цивилизация закончилась.
В своем ответе Ходорковский сразу же отождествляет русскую цивилизацию и российскую цивилизацию. Дальше по ходу ответа он отождествляет эти понятия также с нацией.
Мое возражение состоит не в каких-то мелочных придирках. Я ставлю вопрос фундаментально – что именно закончилось, как говорит Быков: русская нация, российский народ и российское государство или российская цивилизация.
Не понимая с чем именно проблема, нельзя эту проблему ни поставить адекватно, ни решить. Ведь в концепции "Русского Мира" эту проблему решили спрятать для того, чтобы не решать ее принципиально, но воевать за расплывчато определенное единство.
И те, кто воюет за "Русский Мир", на самом деле воюют сегодня за разное – кто за право русских на свою нацию независимо от империи, кто собственно за империю как государство, где русские равные с другими нациями. А на самом деле поражены в правах даже больше, чем, например, чеченцы или татары, а кто воюет и за исключительность русских и их доминирование над другими нациями и народами.
Нация определяется русским языком и особенностями культуры, российская общность, то есть российский народ, в России определяется государственной политикой, последние столетия имперской по содержанию, а цивилизация определяется системой мотиваций, сегодня и последние несколько сотен лет преимущественно православием, и исторической идентичностью, то есть описанными в истории достижениями цивилизации, которые позволяют ее сравнивать с другими цивилизациями.
Так вот заканчивается именно российская цивилизация, поскольку она пытается архаизироваться, сделать ставку на доминирование православия среди других религий, упростить историческую идентичность до побед в войнах и самих завоеваний.
Читайте также: Заочні дискусії. Ядерна війна як актуальний світовий дискурс
Большие проблемы также с типом государственного проекта сегодняшней России, который тоже является архаичным — империя с установкой на территориальную экспансию то время как наиболее перспективной является сетевая организация жизни, попытка изоляции от Запада за счет пропаганды тоталитарного единства, в то время как мир живет в условиях высокой коннективности, и, наконец, отказ государства от инноваций, прежде всего гуманитарно-социальных, попытка архаизировать его историю, его повседневность и его будущее.
Россия как государство не является всецело европейским. И когда Ходорковский говорит о российской нации как европейской, это прямая ошибка или лукавство. Сибирь и Дальний Восток принципиально не могут принадлежать к Европе в силу громадного как территориального разрыва, так и отсутствия прямых культурных влияний. Конечно же, большие проблемы у России также и с русской нацией, однако, как это не может показаться странным, у русской нации больше всего перспектив. Она, как считает Ходорковский, может сохраниться, ибо имеет очень уж глубокие корни.
А вот единство российского народа при довлеющей роли имперского государства точно должно потерпеть поражение и разрушиться. То есть большинству думающих людей в России понятно – Россия в процессе разрушения. Отсюда тезис – Путин это последняя "скрепа" России, без него Россия распадется.
Читайте также: Заочні дискусії. В чому лукавить Ле Пен та що таке постнаціоналізм
Главная проблема здесь – неспособность российских интеллектуалов сформулировать современную и перспективную идеологию единства российского народа на основе недоминирования православия, непрерывного производства гуманитарно-социальных инноваций и наличия модели гармоничного включения в полиэтничный российский народ русской нации без силового принуждения и без тотальной пропаганды.
То, что предлагает Ходорковский – самоуправление в регионах, честные выборы и регулярно сменяемая власть – это распад России. Архаичные скрепы — православие, силовое принуждение государства и тотальна пропаганда — не удержат Россию от распада. Поможет ли России западный способ устройства политики?
Парламентская республика это тоже нечто архаичное. Возможно электронная демократия могла бы осовременить этот подход, когда бы граждане России готовы были бы участвовать в муниципальной и государственной политике непосредственно. Однако для России с установками на подданство, а не на гражданство это в ближайшей перспективе нереально.
Нынешние проблемы России нельзя решить на уровне политики. России нужен духовный прорыв – новая цивилизационная идеология, новый тип социального устройства, возможно такой, примеров которому даже в мире нет.
Радикальным решением проблемы в России было бы создание сетевой цивилизации конкурирующих общин, которые возможно даже мало привязаны к территории. Нация в таком мире это сеть в сети – культурная автономия среди другого типа автономий. Однако для этого нужно отказаться от имперской парадигмы.
Читайте также: Заочні дискусії. Про правильне розуміння історії, Україну, США та Росію
Главными проблемами для России сегодня являются не наличие или отсутствие Путина, не тотальная зомбированность пропагандой и даже не пассивность подданных, которые не хотят быть гражданами, как это считает Ходорковский. Главной проблемой России не является даже коррупция, которая стала следствием государственного монополистического капитализма при полном отсутствии общественного контроля, как это считает Навальный.
Главная проблема России состоит в том, что российские интеллектуалы дезорганизованы и дезориентации до такой степени, что не способны ответить на новый цивилизационный вызов – создать, придумать, измыслить цивилизацию нового типа, которая бы была образцом для других народов и годилась бы для создания единого человечества.
Сегодня есть две цивилизации, которые пытаются что-то сделать. США пытаются предъявить миру прорывные научные открытия и новые инженерные изобретения. Китай пытается взять на себя мировое индустриальное производство.
Однако Европа вступила на тот же путь, что и Россия — архаизации и отказа от инноваций. То есть Россия и Европа сегодня одинаково отказываются от цивилизационной работы. Именно по этой причине распад России будет продолжаться, равно как и распад Европы.
Движение в будущее сегодня происходит в Украине. Поэтому у Украины есть шанс стать островком инноватики и локомотивом новой мировой цивилизации, и возможно создать перспективу для Европы и России.