С самого раннего детства я никогда в своей жизни не считал 9 мая Днем Победы. Никогда не понимал смысла празднований такого события с таким пафосным размахом. Не понимал, как вообще можно что-то праздновать и отмечать по такому поводу. И как в одном дне можно так дико мешать торжество и поминки, радость и скорбь.

Чуть ли не с детского сада сначала сумасшедшие воспитательницы, а потом учителя таскали нас в этот день на всевозможные парады, встречи, возложения. Выстраивали в строй по парам, вручали по две красных гвоздики и гнали на это официозное мракобесие. В день, который только формально считался выходным. В реальности вместо школы нужно было просто принудительно идти куда-то в другое место. На все это нашим учителям, как и всем остальным бюджетникам, приходила разнарядка от их директоров. И нас, тогда еще детей, вся эта безумная система, судя по всему, тоже считала бюджетниками.

Эта система была выстроена в прошлом, уже несуществующем государстве. В том государстве, которого никто из нас, родившихся на переломе эпох, уже не увидел. Государстве, которого формально не существовало уже несколько лет. Но его система еще благополучно жила и функционировала. Как жили и его праздники.

Мы были первым поколением, растущим уже в независимой Украине. Чем старше мы становились, чем больше пытались хоть что-то обдумывать, тем непонятнее для нас становилось то, что мы отмечаем 9 мая. Точнее, что отмечают на государственном уровне, отмечает государство якобы для нас. Почему мы отмечаем одного режима над другим, одного несуществующего государства над другим, если в школе при этом нам открыто рассказывают об античеловечности обоих этих режимов, этих обеих уже несуществующих государств? Что празднуется? И кто кого победил?

Я хорошо и отчетливо помню, что этот день уж точно не был никаким торжественным праздником для последних оставшихся в живых ветеранов той войны. Их поведение, эмоции и выражение лиц в этот день уж точно нельзя было назвать ликованием. На протяжении нескольких десятков лет государственная машина пропаганды пыталась сделать День Победы постановочным героизированным торжеством. Этому удалось научить поколения людей, родившихся и выживших уже после окончания той войны, но переубедить ее непосредственных участников так и не получилось. Для них даже в поздней старости этот день так и остался в первую очередь днем памяти, граничащей со скорбью.

Днем окончания войны и памяти по всем павшим стали называть День Победы. Мы учились в школах, росли и поступали в университеты. С годами живых ветеранов становилось все меньше и меньше, а нового массового мракобесия, пафоса и фетиша типа георгиевских лент все больше и больше. Добровольно почти никто из нас уже не ходил уже ни на какие парады и массовые мероприятия. В конечном итоге, большинство из нас начали просто машинально пить в День Победы, не воспринимая его чем-то больше обыкновенного выходного, после которого утром не нужно будет рано просыпаться. Вечером в центральном парке нашего города в этот день происходила массовая грандиозная пьянка, которая имела в себе гораздо больше от новогодней ночи, чем от тематического праздника исторической победы.

А более-менее думающее меньшинство просто отвергло для себя эту дату. Перестав замечать ее и обращать на все это хоть какое-нибудь внимание.

Сегодня я просто не понимаю, кто из нашего поколения, родившегося в переломное безвременье, будет всерьез ностальгировать о праздновании Дня Победы. Единственное, о чем действительно могут переживать граждане на почве отмены праздника на государственном уровне, так это о потере лишнего выходного и лишней пьянки. Впрочем, для компенсации этим людям вполне достаточно ввести для пьянки другой праздник, другой выходной день.

В прошлом году в канун второй годовщины расстрела Небесной сотни я проходил днем по Майдану Независимости. И увидел тех же сумасшедших учительниц, которые таким же дружным строем по парам гнали на какое-то возложение таких же детей, которыми когда-то были мы. Дети точно так же, как и мы когда-то на 9 мая, строго держали в руках по две гвоздички.

Важна совсем не отмена или изменения праздников, а отношение к ним. Важно чтоб новые праздники не становились для наших новых поколений точно тем же, чем были прошлые праздники для нас. Ведь что наше государство не делало бы на официальном уровне, пока что все равно получается КПСС. И официоз этого государства способен убить абсолютно все.

Читайте также: Соборность – это понять, что оккупация – наша общая беда