Чтобы эта шутка не стала реальностью, реформы обязательно должны быть продуманными, системными и качественными. Те же Польша, Чехия и Эстония внедряют системный подход, поэтому процесс реформирования там органичен и успешен.
Украинские реформы нередко напоминают "броуновское движение", ведь как раз системности и не хватает. Иногда одна из причин – нечетко поставленные задачи в самих государственных структурах, а иногда и просто отсутствие таковых. Часто реформы требуют не столько увеличения финансирования, а, скорее, эффективности менеджмента, четких правил и грамотного распределения обязанностей. Каждая организация должна выработать общее видение целей, слаженность действий, а не выполнять ситуативные задания и "латание дыр" вдогонку громким политическим заявлениям.
Таким путем мы пошли в Минрегионе. В начале текущего года для подразделений строительного блока Министерства, при участии ведущей консалтинговой компании, профильных ведомств, международных и общественных организаций провели стратегическую сессию, чтобы сформировать четкое видение задач и приоритетов деятельности.
В итоге, наработали больше полусотни приоритетных направлений, по каждому распределили ответственность и поставили конкретные цели перед департаментами. Это действительно важный этап, который дает стимул к перезагрузке всего рабочего процесса.
Среди основных приоритетов:
- разработка актуальных изменений к ряду строительных норм. Для чего, к примеру, в многоэтажных домах упорно продолжают проектировать муссоропроводы, если потом их заваривают?
- реконструкция ветхого жилфонда, который составляет немалую часть жилья в стране.
- введение института арендного жилья. Нацеленность на снижение расходов и доступность стимулирует интерес к такому виду недвижимости, в том числе со стороны инвесторов.
- создание школ нового формата и современных сервисных центров. Мы обязаны создать нашим детям условия для современного образования, а украинцы должны получать качественные государственные услуги – доступно и без коррупции!
- создание банка качественных инвестиционных проектов. Спрос на украинский рынок у инвесторов есть, вот только предложить им зачастую нечего.
- войти в ТОР-50 рейтинга Doing Business.
И конечно же, одна из первоочередных задач – войти в 50-ку Doing Business. В крайнем индексе рейтинга по показателю "Получение разрешений на строительство" Украина заняла лишь 140 место.
Не ахти, конечно. Но исправить такое положение дел вполне реально! Тем более, есть позитивный опыт 2013 года. Напомню, что тогда, благодаря активной законодательной работе, стране удалось подняться по строительству на целых 145 пунктов – на 41 место.
Мы проанализировали лучшие мировые практики, подготовили Закон "О регулировании градостроительной деятельности", который принес ощутимый эффект. Критерии оценки по строительному показателю – это количество процедур, сроки, стоимость и индекс качества контроля.
Ситуацию по первым двум из них мы тогда улучшили и до сих пор удерживаем хороший результат: время прохождения процедур сократилось с 375 до 73 дней, а количество процедур — с 20 до 10.
Теперь нужно подтянуть остальные показатели. Почему это важно? Как минимум, потому, что один пункт в рейтинге Doing Business, по подсчетам экспертов World Bank, приносит стране до 600 млн долларов инвестиций. Неплохо, правда?
Однозначно, строительной сфере есть, к чему стремиться. Теперь мы имеем четкое понимание того, как этого добиться. Правильно поставленные задачи и приоритеты – основа эффективного менеджмента, командной работы и половина дела на пути к системным реформам. Чтобы реформы не остались просто красивыми словами и не вызывали сарказм а-ля: "Почему не идут реформы? – Их не туда послали".
Верно выбираем вектор, правильно ставим задачи и двигаемся!
Читайте также: Що являтиме собою пенсійна реформа: пояснення Мінсоцполітики