Из-за чего Facebook удалила страницы из Украины

Как сообщили в пресс-службе Facebook, все удаленные страницы и группы вели дезинформационную кампанию не за контент, который они публиковали, а через поведение. В частности, люди, которые за ними стоят, координировали свои действия и использовали поддельные учетные записи, и таким образом изображали себя с ложной стороны.

Интересно! Сколько зарабатывают "фабрики ботов": назвали суммы

То есть, администраторы и владельцы этих сообществ использовали фейковые аккаунты (имена постоянно менялись), чтобы управлять группами и страницами, а также с целью увеличения вовлеченности, распространения контента и направления людей на внешние сайты, выдавали себя за информационные СМИ. Также они выдавали себя за других людей и скрывали свои личные данные, чтобы их не обнаружили и не удалили. Как правило, эти ресурсы публиковали данные об известных людях, шоу-бизнесе, спорте, местных и международных новостях, политических новостях (в частности, о выборах в Украине), политических кандидатах, а также критиковали общественных деятелей.

Страницы каких ресурсов были удалены

К слову, в качестве примеров удаленных страниц Facebook опубликовал аккаунты изданий Znaj.ua, Politeka, Hyser. Сейчас они не работают. По данным SimilarWeb, десктопные версии Znaj.ua получают около 20% трафика с социальных сетей, в то же время 88% от этого числа – доля Facebook. Для Politeka эти цифры составляют 12,3% и 84%, а для Hyser – около 14% и 93%.

Facebook, фабрика тролів, Україна, ЗМІ, політика

Facebook, фабрика тролів, Україна, ЗМІ, політика

Facebook, фабрика тролів, Україна, ЗМІ, політика

Facebook, фабрика тролів, Україна, ЗМІ, політика

Пример контента, который размещали удаленные страницы

Кто стоит за этими страницами

Как рассказал глава отдела политики по кибербезопасности соцсети Facebook Натаниэль Глейхер, все удаленные аккаунты связаны с киевской PR-агентством Pragmatico, "но этот факт следует проверить". На рекламу он потратил 1,6 миллиона долларов, а ее акаунтам удалось привлечь 4 миллиона подписчиков, пишет Liga.Tech.

Заметим, что 1,6 миллиона долларов по меркам Украины – очень большая сумма. К примеру, одно из самых дорогих сообщений во время выборов было размещено в фан-группе "Я за Тимошенко – Фан Клуб". В нем говорилось: "Если ты за победу Украины – жми лайк". В итоге это пост просмотрели около миллиона лиц, однако стоил он от 10 тысяч долларов до 50 тысяч долларов. Другие сообщения политиков обычно имеют гораздо меньшую цену.

Кстати, на День Независимости наибольшую проукраинское сообщество заблокировали в Facebook

По Pragmatico, по словам Глейхера, эта РR-компания не работала на какого-то конкретного политика или бизнес, а работала с разными клиентами, чтобы заработать деньги. Она раскручивала такие темы, как спорт, знаменитости, шоубиз, политика и экономика.

"Подобные фирмы Facebook обличал в Израиле и на Филиппинах. Но украинская кампания не имеет связи с внешним миром и не является частью информационной войны со стороны России. Хотя ранее враждебные группы, скоординированные восточным соседом, в Украине удалялись", – констатировал Глейхер.

Что известно о компании Pragmatico

О ней можно найти очень мало информации. Кроме того, некоторые PR-специалисты вообще о ней ничего не слышали. На Facebook-странице этой фирмы указано, что она специализируется на защите репутации в социальных сетях, создании и продвижении персональных брендов. Девушка, которая якобы ходила туда на собеседование, рассказывала, что компания занималась политическим пиаром, раскруткой в Facebook политиков. Для этого Pragmatico имела большой SMM-отдел и несколько офисов на станции метро "Дворец спорта" в Киеве.

Интересно, что о работе одноименного агентства в июле 2019 года написал большое сообщение одесский блогер Александр Коваленко. Он писал о Pragmatico, как о фабрике троллей, которые во время выборов исполняло заказ по дискредитации кандидатов. По его словам, в состав тролль-групп входили молодые люди в возрасте 20-30 лет, работали они в три смены, каждая по 10 человек. А месячная зарплата одного тролля составляла около 9 тысяч гривен.

Facebook, Украина, СМИ, информационные ресурсы, удалили

С украинского Facebook удалили более сотни страниц, распространявших фейковые новости / Инфографика 24 канала