Кого коснется этот запрет в случае принятия законопроекта и не дискриминирует ли он потенциальных госслужащих, – узнавала журналистка 24 канала.
Как очищали власть
После революции Достоинства Верховная Рада приняла закон "Об очистке власти", который в народе более известен как люстрационный. Согласно этому документу, с государственной службы увольняли тех, кто работал на руководящих должностях во времена президентства Виктора Януковича. Тогда такое решение большинство украинцев одобрительно восприняли, ведь все знали об уровне коррумпированности чиновников.
Читайте также Какую компенсацию заплатит Украина люстрованным чиновникам по решению ЕСПЧ
Правда, еще до принятия закона юристы-международники предупреждали о высокой вероятности восстановления в должностях уволенных. Закон выписан не очень хорошо, поэтому Европейский суд по правам человека примет сторону уволенных. Неоднозначно высказалась про закон об очищении власти и Венецианская комиссия. Однако, закон приняли и он начал действовать. Тысячи работников были уволены. Как и предсказывали юристы-международники, большинство уволенных обратились в ЕСПЧ, который принял их сторону и теперь Украина должна выплатить этим людям немалые компенсации.
Депутаты внесли в Раду дополнения в закон о люстрации / Фото 24 канала
Собственно, даже председатель Верховной Рады Дмитрий Разумков признал, что не поддерживает люстрацию. Ведь под нее попало большое количество людей, которые были эффективными и "не были замазаны" в громких скандалах. По его убеждению, ответственность должна быть персональной и людей, которые замешаны в коррупции, нужно сажать, а не увольнять.
Однако, недавно на сайте Верховной Рады появился проект закона о внесении изменений в закон "Об очистке власти" (относительно недопущения внешнего воздействия на интересы государства).
Рекомундуемо Люстрованные чиновники Януковича могут восстановиться на должностях: детали
Как рассказывает управляющий партнер ЮК Winner Игорь Ясько, этим законопроектом предлагается ограничение права на занятие должностей отдельным гражданам Украины, которые в прошлом получали финансовую или иную помощь из иностранного источника финансирования, что свидетельствует о возможности осуществления их деятельности не в пользу Украины, а в интересах поставщиков такой помощи.
В законопроекте есть попытка повлиять на недопущение внешнего влияния на интересы государства, но, очевидно, что это должно делаться не таким законопроектом. Законопроект сомнительный и по содержанию, и по качеству,
– добавляет эксперт по праву, кандидат юридических наук Григорий Усатый.
Суть законопроекта
Принятие проекта закона осложняется и тем, что сейчас в Конституционном суде (КСУ) есть представление ряда депутатов о неконституционности закона об очищении власти. Получается, депутаты хотят дополнить закон, судьба которого еще решается в КСУ. По мнению Григория Усатого, работа в КСУ относительно этого законопроекта оживится, ведь у нас есть решение ЕСПЧ о восстановлении на должностях людей, которые подпадали под действие закона об очищении власти.
После революции большинство украинцев считали люстрацию нужной / Фото 24 канала
Законопроект не выдерживает никакой критики, ведь авторы наступают на те же грабли. Люди, которых предлагают не допускать к работе в госорганах, по этому проекту закона, признаются коллективно виновными в совершении противоправных действий. Но возникает вопрос – в каком законе отмечается, что получать международную помощь противоправно?
– спрашивает Григорий Усатый.
Таким образом авторы законопроекта пытаются подвести к ответственности тех, кто работал с грантами за действия, которые не признаны противоправными.
Коллективно виновны?
Вызывает у юристов предостережение и то, что по этому законопроекту появляется возможность коллективного применения люстрационных мероприятий по чисто формальным признакам. То есть людям, которые работали, например, членом правления неправительственной организации в течение определенного периода времени, без фактической оценки правомерности или неправомерности их конкретных действий, хотят запретить работать на определенных должностях. Перед тем как эту категорию людей не допускать к государственной службе, им нужно объяснять – почему. Просто формально закрепить запрет в законе – нельзя.
Рекомендуем Коррупционеров нужно сажать, а не увольнять, – Разумков о люстрации
Если бы было четкое обоснование, что свидетельствовало бы о вреде Украине от деятельности международных организаций, из-за которой руководителям нельзя идти на государственную службу, тогда такой закон имеет смысл. Иначе такой запрет абсурден.
Законопроектом нарушается право на доступ к госслужбе или в органах местного самоуправления, которое вытекает из общего права на труд. Это право свободного выбора профессии, рода занятий и тому подобное. По КЗоТ у нас люди имеют право претендовать на занятие должностей, в частности, на госслужбе,
– замечает Григорий Усатый.
Законопроект не дает ответа на вопрос – как мы обосновываем отказ. По сути он дискриминирует граждан по профессиональному признаку. Человек профессионально занимается какой-то деятельностью, которая финансируется из-за границы и поэтому ему нельзя занимать определенные должности, но Конституция Украины запрещает дискриминацию по любому признаку.
Ни один закон не может противоречить Конституции / Фото 24 канала
Также, закон начинает "работать" с момента его введения. Но, в этом случае, законодатель предлагает применять его к тем, кто занимал определенные должности в течение последних 10 лет.
Мы якобы распространяем действие закона на 10 лет назад. Но это обратное действие закона, которое может иметь место только, если оно не сужает права и свободы обычных граждан. Этот законопроект имеет грубые "ляпы" и недостатки,
– убеждает Григорий Усатый.
К теме Решение ЕСПЧ о люстрации в Украине вступило в силу: реакция Минюста
Дискриминационная норма проекта закона заключается также в том, что у нас у власти есть люди с двойным гражданством или вообще не граждане Украины. А мы пытаемся запретить нашим гражданам претендовать на занятие должностей в государственной службе. Это неправильно.
Как закон об очищении власти, так и этот законопроект нуждается в существенной доработке. Даже ЕСПЧ неоднократно указывал на несовершенство закона и нарушение Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Принятие еще и этого законопроекта приведет к увеличению аналогичных дел как в национальных судах, так и в ЕСПЧ,
– резюмирует Игорь Ясько.
Таким образом, анализируя законопроект, эксперты отметили – намерения у его авторов были хорошие, но практическая реализация неудовлетворительная.