Небо под угрозой: могут ли отменить полеты над Украиной и что будет с билетами пассажиров
Информационное пространство переполнено новостями о вероятном вторжении России. На днях речь шла даже о возможности отмены всех полетов и закрытия авиапространства над Украиной.
Что на самом деле происходило в небе, могут ли авиакомпании массово отменять рейсы и получат ли украинцы хоть какую-то компенсацию в подобной ситуации – разбирался сайт 24 канала.
Могут ли авиакомпании отменять рейсы
Сергей Чалаплюк, юрист юридической фирмы NOVEM, рассказал, что авиакомпании могут отменять, переносить и менять маршруты рейсов, но должны сообщать об этом пассажирам в обусловленные договорами сроки. Если рейс аннулирован, пассажиры имеют право на возмещение стоимости авиабилетов, а также в определенных случаях – на дополнительную компенсацию.
Обратите внимание: в Украине с 2009 года действуют нормы Монреальской конвенции по унификации некоторых правил международных воздушных перевозок. В соответствии с ним, в зависимости от дальности отмененного перелета и срока, в течение которого авиакомпания уведомила пассажиров об аннулировании, переносе рейса или об изменении маршрута, пассажиры имеют право на получение компенсации от 300 до 600 евро (9 650 – 19 300 гривен).Одним из эффективных способов защиты своих имущественных интересов на случай отмены авиарейса, является страхование от таких случаев. Однако и тогда есть определенный риск, в частности, когда договор страхования не содержит соответствующего страхового случая, и в таких случаях ситуация даже усложняется, потому что без вмешательства специалиста определить лицо, которое обязано осуществить возмещение, очень сложно,
– объяснил Чалаплюк.
По его словам, всегда важно помнить, что все обстоятельства по изменению в услуге авиаперевозки даже с согласия потребителя, должны оформляться и фиксироваться документально (на случай использования соответствующих сведений для доказательств в суде).
МАУ отправит пять Boeing 737-800 в Испанию / МАУ
Игорь Чудовский, адвокат, управляющий партнер АО "Чудовский и партнеры", объяснил, что авиакомпании обычно могут отменять рейсы, особенно если лизингодатели не позволяют им поднимать самолеты в воздушном пространстве Украины. В таком случае, есть несколько вариантов для тех, кто уже приобрел билеты на отмененные рейсы:
- перенести дату вылета на несколько недель или месяцев позже (некоторые авиакомпании предоставляют клиентам такую возможность);
- требовать возврата уплаченных за билет средств.
По моему мнению, в ситуации с украинским воздушным пространством следует ожидать уменьшения количества рейсов в течение ближайших 1 – 2 месяцев, поскольку даже те гарантии в виде 16 миллиардов гривен, которые выделил Кабмин для страхования рисков полетов над Украиной, не смогли убедить всех лизингодателей в целесообразности продолжения полетов в воздушном пространстве Украины. Тем не менее полной авиаблокады ожидать все же не следует, уже в настоящее время есть отдельные авиакомпании, заявившие о продолжении осуществления полетов,
– отметил адвокат.
Александр Хмелевский, кандидат экономических наук, независимый эксперт также уверен, что пока угроза российской агрессии будет сохраняться, количество рейсов будет сокращаться. Ведь это создает большие риски для авиакомпаний и угрожает жизни пассажиров. По его мнению, в сложившейся ситуации правительству следовало бы вообще закрыть небо над Украиной – полученные средства в бюджет от авиаперевозок не стоят жизней пассажиров.
Проблемы с посадкой самолетов начались еще 12 февраля / Фото Аvianews
Смогут ли пассажиры получить компенсации
Избежать выплат компенсаций пассажирам за отмененные рейсы авиакомпании не смогут. Сергей Чалаплюк отметил, что в нынешней ситуации отсутствует форс-мажор, чрезвычайные события или решения правительства, которые бы делали невозможным авиаперелеты над Украиной или запрещали бы их.
Авиакомпании по своему усмотрению принимают экономическое решение об отмене рейсов, поскольку им отказывают в страховании самолетов во время полетов над территорией Украины.Одна лишь ссылка на форс-мажорные обстоятельства авиаперевозчиком не является достаточным основанием для изменения условий договора в одностороннем порядке, такое подтверждение должно предоставляться Торгово-промышленной палатой Украины и уполномоченными ею региональными торгово-промышленными палатами,
– объяснил юрист.
Игорь Чудовский также добавил, что сейчас в Украине не введено военное положение, не происходит ни одно стихийное бедствие или полномасштабное вторжение со стороны России. Есть лишь призрачная угроза нападения, которая звучит в западных СМИ, из уст послов и других официальных лиц, и она не может считаться форс-мажором.
В таком случае все сводится к договорным отношениям между авиакомпаниями и ее лизингодателями, что по большому счету не должно волновать и касаться рядового клиента.
Что произошло в небе над Украиной
- 13 февраля борт из португальского Фуншала, который должен был лететь в Киев, совершил посадку в Кишиневе (Молдова). Сначала сообщали, якобы Украина закрыла воздушное пространство из-за угроз России.
- Впрочем, эту информацию опровергли в Министерстве инфраструктуры Украины и рассказали, что небо остается открытым.
- Некоторые компании начали активно действовать, например, компания МАУ сообщила о возврате пяти самолетов, взятых в лизинг, из-за прекращения их страхования.
- Нидерландская авиакомпания KLM 12 февраля объявила, что прекращает полеты в Киев. Однако уже 14 февраля два ее самолета направились в аэропорт "Борисполь".
- Turkish Airlines разрешила пассажирам вернуть или обменять билеты, по которым можно было прилететь в Украину. Говорилось о рейсах в период с 13 по 28 февраля.
- Украинское правительство в экстренном режиме решило предоставить гарантии на более 16 миллиардов гривен для безопасности полетов.
- Несмотря на это, некоторые проблемы все же остались. Например, у перевозчика Bees Airline сообщили о возможных задержках авиарейсов, потому что владельцы самолетов – лизинговые компании – требуют перебазирования всех самолетов за пределы Украины.
Что известно о закрытии авиапространства над Украиной: смотрите видео