Сможет ли Верховная Рада принимать решения после роспуска
Президент Украины Владимир Зеленский во время инаугурации заявил, что планирует распустить Верховную Раду. Позже он вместе с лидерами фракций во время встречи договорились о проведении досрочных парламентских выборов 21 июля 2019 года. Сможет ли Верховная Рада принимать решения после роспуска – читайте в нашем материале.
Существуют разные мнения относительно полномочий ВР после роспуска. Лидер фракции "Батькивщина" Юлия Тимошенко заявляла, что Верховная Рада не сможет принимать решения после указа президента о досрочном прекращении ее полномочий.
Читайте также: Зеленский подписал указ о роспуске Верховной Рады
"С момента издания указа, согласно 85-й и 90-й статьям Конституции, парламент не может принимать законы, другие решения, а может только пойти на выборы", – объяснила Тимошенко.
Однако советник Зеленского Андрей Богдан считает, что Верховная Рада может принимать решения и после указа о досрочном прекращении ее полномочий.
Это предусмотрено в Конституции, что Верховная Рада слагает свои полномочия перед новоизбранным парламентом с момента принесения присяги последним. Поэтому Рада действует, будет рассматривать законы. Другой вопрос – явка депутатов, выполнение ими своих депутатских полномочий,
– добавил Богдан.
Читайте также: Внеочередные парламентские выборы: вероятная дата
Что говорит Конституция?
Статья 85 Конституции содержит 37 пунктов, которые подробно перечисляют полномочия Верховной Рады, никаких ограничений относительно возможности их выполнения в ней не указаны.
Статья 90 объясняет, что полномочия Верховной Рады прекращаются в день открытия первого заседания Верховной Рады нового созыва. И расписывает условия, при которых президент Украины имеет право досрочно прекратить полномочия Верховной Рады и как должна выглядеть процедура принятия этого решения.
Что говорят эксперты?
Председатель Комитета избирателей Украины Алексей Кошель:
"Думаю, заявление Тимошенко – это техническая ошибка. В случае очередных или внеочередных выборов полномочия парламента продолжаются до того момента, пока депутаты, избранные в новый состав Верховной Рады, не примут присягу. Он работает полностью, принимает законы, работает в парламентских комитетах. Правда в этот период парламент действительно может находиться в полузамороженном состоянии. Увеличивается количество зарегистрированных законопроектов, которые служат подтверждением тезисов избирательных лозунгов. Часто лозунги кампании совпадают с названиями зарегистрированных законопроектов. Увеличивается количество популистских заявлений, парламентская трибуна и согласительные советы могут использоваться для ведения агитации. Это – традиционные проблемы. Но полномочия парламента действуют до момента вступления полномочий нового состава Верховной Рады. Это – норма Конституции".
Читайте также: Зеленский предлагает снизить проходной барьер в Раду
Член правления Центра политико-правовых реформ Юлия Кириченко:
"Если речь идет о тех требованиях, которые президент Зеленский озвучил парламенту, то действительно, Рада не сможет их принять. Первое. Отменить депутатскую неприкосновенность можно только путем изменения Конституции. Верховная Рада, полномочия которой досрочно прекратил президент, уже не может изменить Конституцию, поскольку для этого нужно две последовательные сессии. Просто закону это сделать невозможно поскольку это – уровень Конституции.
Второе. Изменить любые избирательные процедуры, например, барьер, парламент уже не сможет. Ему законом запрещено менять избирательные процедуры, если объявлено избирательную кампанию. Это запрещено законом о выборах народных депутатов и это – стандартная норма (здесь отметим, что Зеленский может подписать указ о роспуске парламента после того, как депутаты примут изменения в избирательное законодательство. Как минимум, Президент заявил, что у него есть такое намерение, – "24").
Что касается возвращения ответственности за незаконное обогащение – это парламент может сделать, если, конечно, он соберется хоть на одно заседание. Требование по кадровым вопросам – тоже маловероятно к исполнению, ибо ни один парламент, который уже распущен и является "хромой уткой", не делает кадровых назначений. Потому что все уже на выборах и все понимают, что новоизбранный парламент скоро будет формировать новое правительство. Такие назначения – нецелесообразны, они могут лишь дестабилизировать институты, потому что через два месяца новый парламент будет формировать новое правительство. Президент сказал о назначении генпрокурора и председателя СБУ, но здесь он сам должен, по крайней мере, предложить какие-то кандидатуры Раде".
Читайте также: Зеленский озвучил аргумент для роспуска Верховной Рады
Так кто из них прав?
И Тимошенко, и Богдан. Верховная Рада после прекращения ее полномочий сможет работать, принимать законы и принимать решения. Но выполнить те требования, к принятию которых Владимир Зеленский призвал в своей инаугурационной речи, парламент сможет лишь частично. Потому что принятие части из них будет нарушением действующего законодательства, а еще часть – не совсем политически целесообразны для депутатов именно сейчас.
Читайте также: Роспуск Верховной Рады: что говорит закон и когда будут выборы
Когда состоятся внеочередные выборы в Раду: инфографика
Почему у Зеленского не было юридических оснований распустить Раду?20 мая во время инаугурационной речи Зеленский заявил, что распустит парламент. До роспуска Рады президент поручил нардепам принять закон о снятии депутатской неприкосновенности, закон о незаконном обогащении и закон о выборах.
Однако юридически Зеленский не имел права распустить Раду. Ведь фракция "Народный фронт" 17 мая вышла из парламентской коалиции. Поэтому у депутатов есть 30 дней, чтобы создать новую коалицию. А распустили Раду в течение этого периода невозможно, и после этого – тоже. Ведь 27 мая начинается полугодовой срок до окончания полномочий действующего парламента. Однако в команде Зеленского опирались на то, что де-факто коалиции не существует уже несколько лет.