Как модульный дизайн меняет ремонт электромобилей?
Инновационный проект получил название ARIA – сокращение от "Anyone Repairs It Anywhere" ("Любой может отремонтировать это где угодно"). Это уже десятый прототип электрического автомобиля, созданный студентами Технического университета Эйндховена (TU/e). Предыдущие разработки этой студенческой команды отмечались экстравагантными идеями – одни авто могли поглощать углекислый газ во время езды, другие производили из пластика, выловленного из океана, а третий должен был служить в течение всей жизни хозяина, пишет 24 Канал со ссылкой на New Atlas.
Смотрите также Водитель назвала Range Rover "худшей машиной в истории": у нее не работает элементарная функция
Это поколение студентов сконцентрировалось на другой проблеме: на возможности владельца самостоятельно содержать и восстанавливать свое авто. Конструкция ARIA разделена на элементы, которые легко обмениваются на новые.
Серед водіїв існує переконання, що кросовери витрачають багато пального. Але не усі! "Апетит" міського кросовера SUZUKI Vitara напрочуд скромний – від 6,2 до 6,7 літра на 100 кілометрів шляху у комбінованому режимі. За містом – ще менше: 5,2 – 5,6 літра залежно від коробки передач та типу приводу.
Когда батарея, панель кузова или электроника выйдут из строя или потребуют обслуживания, владелец может заменить их с помощью комплекта инструментов, руководствуясь инструкциями из диагностического приложения, синхронизированного с панелью приборов. Такой подход существенно снижает затраты на ремонт и продлевает период эксплуатации авто.
Автомобиль ARIA легко ремонтируется благодаря модульной конструкции / Фото Sarp Gürel - TU/ecomotive
Прототип развивает максимальную скорость 90 километров в час и проходит на одной зарядке 220 километров. Его энергия поставляется шестью независимыми взаимозаменяемыми батарейными модулями общей мощностью 12,96 киловатт-часов.
Преимущества решения
Чем же такое решение лучше существующих подходов? Традиционные электромобили в основном оснащены одной массивной батареей. Если она выйдет из строя, придется менять весь блок – операция, которая обойдется в тысячи евро и продлится несколько недель. Причина проста: мало специалистов обучены работать с электрическими трансмиссиями и батарейными системами. Модульная архитектура ARIA избегает этой проблемы – можно заменить один деградированный модуль, оставив остальные батареи в рабочем состоянии.
Автомобиль ARIA / Фото Sarp Gürel - TU/ecomotive
Автомобиль ARIA и группа студентов, которая его создала / Фото Sarp Gürel - TU/ecomotive
Увидим ли мы ARIA на рынке?
Проект ARIA пока остается исследовательской работой, указано на сайте университета TU/e. Студенты не планируют коммерциализацию своего изобретения, поэтому неизвестно, как авто покажет себя за сотни часов реального использования. Открытым остается и вопрос, действительно ли модульная конструкция окажется такой же удобной в ремонте на практике, или же разбиение автомобиля на более мелкие компоненты создаст непредвиденные сложности в обслуживании.
Право на ремонт
На самом деле это не первый эксперимент с модульными авто:
- Немецкий стартап ElectricBrands разрабатывал XBUS – машину, которая могла трансформироваться из кемпера в пикап за счет обмена панелей как деталей конструктора. Однако проект столкнулся с недостатком финансирования.
- Более успешной оказалась Kia PV5, которая уже начинает поступать после предварительных заказов. Она меняет конфигурацию между такси и грузовиком с помощью запатентованной электромагнитной технологии "Easy Swap", однако целевой аудиторией являются коммерческие автопарки, а не частные владельцы.
ARIA отстаивает другой принцип – не трансформацию автомобиля, а расширение прав владельца через доступность ремонта. Студенты хотят показать, что автомобили могут соответствовать идеалам "Права на ремонт" – инициативы, которой придерживается Европейский Союз. Она гарантирует, что продукты создаются долговечными и рассчитаны на ремонт, а не на выброс после первой же поломки. Это противостояние культуре одноразового использования, которая царит в мире электроники и бытовой техники.
Автомобиль ARIA / Фото Sarp Gürel - TU/ecomotive
Автомобиль ARIA / Фото Sarp Gürel - TU/ecomotive
По словам руководителя команды Тако Олмера, новое европейское законодательство движется в правильном направлении, однако сосредотачивается преимущественно на бытовых приборах и гаджетах. Электромобили же остаются без внимания этих нормативов. Именно поэтому проект ARIA важен как демонстрация того, что такое решение вполне можно реализовать. Студенты верят, что если они смогли построить такой автомобиль в течение года, то развитая и наполненная деньгами автомобильная промышленность безусловно имеет возможности для внедрения устойчивого и практического дизайна.
Короткая презентация автомобиля ARIA: смотрите видео







