Это также история фейла Борисполя, инфраструктуру которого за последние 10 лет растащили по кускам. В итоге концепция, в которой государство частично субсидирует стоимость билетов Ryanair, доплачивая за каждого пассажира, а аэропорт зарабатывает до 80% за счет неавиационных доходов (стоянки, такси, магазины беспошлинной торговли, рестораны и так далее) – у нас не работает. Потому что в собственности аэропорта ничего этого уже давно нет.
Читайте также: Урок рыночной экономики, который предоставила Украине Ryanair
Израильтяне работают по такой модели, итальянцы работают по такой модели – весь мир работает по такой модели. Ryanair, открываясь в том или ином аэропорту, прямо либо опосредованно создает мощный пассажирский трафик, массу рабочих мест и возможностей для малого и среднего бизнеса. Именно на этом Ryanair строит свою модель, отторговывая оптимальные для себя условия. И именно благодаря цене за свои билеты является одной из самых популярных авиакомпаний Европы. А в ситуации, когда у аэропорта – только взлетно-посадочные полосы и диспетчерская вышка, а все остальное упилено кумовскими конторами – такое невозможно.
H&M не платит фиксированную ставку аренды и заставляет лендлордов за свои деньги делать дизайн и ремонт своих магазинов под ключ. И торговые центры на эти условия идут, потому что H&M – это магнит для покупателей, которые выйдя из магазина H&M пойдут в другие, пойдут на фуд-корты и в рестораны. Такова современная реальность – нравится это собственникам торговых площадей или нет. Присутствие H&M в ТРЦ – престижно для ТРЦ, но убыточно с точки зрения линейного бизнес-плана. Но если мыслить в рамках долгосрочной перспективы, учитывая картину в целом – все ок.
У меня нет никаких сантиментов в отношении руководства Ryanair и выбранной ими модели поведения. Они, не подписав договор с Борисполем – начали продажу билетов, и подписав договор с аэропортом во Львове – цинично кинули его в жертву шантажа. Но надо понимать, что Ryanair, как и H&M, easyJet, IKEA, Apple, PayPal, Google Wallet, Amazon Payments, Tesco, Starbucks, Burger King, Peek & Cloppenburg, Walmart и многие другие – могут вписаться только в ту систему, которая не обманывает саму себя. Другими словами, у нас Ryanair хочет зарабатывать, а не заниматься реформами делая грязную работу вместо тех, кто должен.
За то, что смогли уговорить самую популярную авиакомпанию Европы зайти в Украину – респект. Но за то, что прос*али сделку, смысл которой понятен первокласснику – позор. Сломанные часы дважды в сутки показывают верное время и по прошествии нескольких лет могут похвастаться длинным рядом успехов. Только этот список все равно будет бесконечно мал в сравнении со списком упущенных возможностей.
Читайте также: В "Борисполе" оправдываются из-за скандала с Ryanair: переговоры были обречены